Отдел 3-й Cущность религиозности 58

 the-work-in-progress
2 эссе для Эсы

Эссе № 1 "Неведомый Ницше"
 
Отдел 3-й Cущность религиозности 58

3-58
Прошло полтора столетия: «уже?!» или «всего-навсего?» — сейчас не вопрос. Куда важнее разобраться, что он подразумевал своей кручёной поэтической прозой и перевести в термины понятные нынешним неучам. В первую очередь — мне. Поскольку до меня ни у кого из известных мне мыслителей на русском (включая феню) потребности понять не возникало.
Чтоб кто-то защитился — не поверю, одна только фамилия «Ниц…  (свят-свят-свят! Чуо меня!) …ше» убмвала всякий шанс. А за бесплатно мыслить у нас дураков нет… э?.. ну, или почти что нет…
А на дальнейшее просвета не предвидится. Ну, на крайняк, натискают гладенькой туфты, отцеженной из глобального общака AI и дофильтрованной по текущим установкам Дум-Бум-Взора или во что уж там  переименуется та ферма…

Но хватит слезливых присказок, к делу: что есть аристократизм?
Определяется косвенно, через религиозность, в 2 шага:
(1)
«для тихого нежного настроения, которое называется «молитвой» … (и) является постоянной готовностью к «пришествию Божьему» нужна внешняя праздность»
она в свою очередь связана с
(2)
«аристократическим чувством, что работа *оскверняет* (курсив Ф. Н.), именно опошляет душу и  тело»

Отсюда плавный переход в контрастную антитезу, что не боится «скверны»:

«современное шумливое, не теряющее даром времени, гордое собою, глупо гордое трудолюбие, больше, чем всё остальное, воспитывает и подготовляет именно к «неверию»»
До сих пор всё сходится — пока машу косой, мне не до молитвы — сбивает с ритма.

«трудолюбие, из поколения в поколение, уничтожило религиозные инстинкты, — так что они уже совершенно не знают на что нужны религии, и только с каким-то тупым удивлением регистрируют их наличность в мире…  они вовсе не враги религиозных обрядов; если требуется в определённых случаях, например, правительством…»

в труженики занёс он и учёных, у которых то же самое отношение к религии (работа оскверняет душу, напомню сам себе)

«Зависть других веков способна вызывать вера учёного в своё превосходство… его инстинкт трактует религиозного человека как малоценный и более низменный тип, Над которым сам он возвысился, который *перерос* (Ф. Н.), — он, маленький заносчивый карлик и плебей, прилежно-расторопный ремесленник «идей», «современных идей»!»

Вывод: трудягам путь в религиозность перекрыт, сперва следует обзавестись праздным аристократизмом. Но ведь условий нет! Всё тот же Ницше задал мне работу — переучиваться. Те  карлики и плебеи, штамповщики «идей», у меня проходили с погонялом «политологи». А теперь придётся оскверниться… 


Рецензии