Вспоминая Италию... Часть седьмая
Радостный остров
Больше слов твоих ласковых, больше, чем всё,
Успокоили бедное сердце моё
Эти волны, к страданьям моим равнодушные,
И над радостным морем вдали,
В золотистой пыли,
Очертанья Капреи воздушные!
Д. Мережковский
Сады Августа и ужасы Тиберия
Минут через двадцать мы уже входили на палубу маленького теплоходика (или большого катера, как угодно), который отправлялся на Капри. А туман всё сильнее заволакивал море и землю, Везувий и острова. Но Капри в конце концов предстал пред нами, не такой солнечный и лазурный, как ожидалось, но всё равно красивый. Мы вышли на набережную Марина Гранде, сели в микроавтобус и стали подниматься по серпантину в гору. Дорога вилась над бездной, смотреть вниз было страшно, хотя иногда внизу открывались тёмно-синее море со светлой прибрежной каймой, причудливые изгибы острова, прилепившиеся к скалам домики. На противоположной скале нам показали солидную красную виллу, которую ещё с двумя другими домами снимал Максим Горький, наш гордый Буревестник.
Первая остановка – на Пьяцетте, маленькой площади на плато. Она вся уставлена прилавками и столиками и больше похожа на ресторан. От Пьяцетты начинается главный местный променад с престижными отелями и дорогими магазинами. Говорят, летом здесь народ идет плечом к плечу. Но нам повезло: в октябре на Капри уже не сезон. Короткая прогулка к садам Августа, с мраморными статуями и небольшими фонтанами, где круглый год цветут яркие цветы.
Вообще, на Капри очень многое связано с именами императора Августа и его пасынка Тиберия, тоже императора. Но, если Август был великодушен и женолюбив, построил в Риме и на Капри великолепные дворцы, то Тиберий был мрачным, нелюдимым и жестоким. На высоком скалистом берегу Капри он построил свой дворец и заперся в нем, как пишет римский историк Светоний, «предаваясь гнусному разврату и наводя ужас на всех римлян». Следами его пребывания на Капри являются развалины дворца Тиберия, термы Тиберия, грот Тиберия и ущелье «сальто Тиберия», куда по его приказу сбрасывались тела убитых им людей.
Мы обошлись без этих ужасов, только полюбовались со смотровой площадки близ виллы Тиберия замечательной панорамой южного берега: бухтой, заливом, живописными скалами. Какое счастье, что наша королёвская маленькая турфирма знает об этом месте и включила его в тур! Ведь можно прожить целую жизнь и даже не догадываться о существовании этой квинтэссенции красоты!
Анакапри, «Лимончелла» и гнев Посейдона
Снова садимся в микроавтобус и переезжаем в городок греков Анакапри на втором плато острова. Здешняя достопримечательность - вилла Сан-Микеле, которую шведский писатель Аксель Мунте стилизовал под римскую императорскую. Эту виллу и находящееся в ней собрание древностей хозяин завещал шведскому государству, которое учредило Фонд Сан-Микеле, занимающийся изучением классической культуры и собравший большую коллекцию древностей. Вилла очень красивая, увита глициниями, украшена затейливыми коваными решётками. Конечно, было бы очень интересно взглянуть хоть одним глазком на статуи из дворца Августа. Но уже вечереет, и Ирина спешит увлечь нас в один из магазинчиков на узкой извилистой улочке, где мы обязательно должны купить местное вино «Слёзы Христа» и водку пополам с лимонным соком «Лимончелла». Происходит небольшая давка – и группа отходит от магазина с довольно увесистыми пакетами. Что ж, всплакнём когда-нибудь со «Слезой», вспоминая эту удивительную игру природы, этот роскошный подарок Средиземноморья людям. Теперь вниз, вниз, вниз! Хорошо бы вернуться сюда весной, да не на пару часов, а на недельку хотя бы… До свидания, радостный остров Капри!
Возвращаемся на довольно большом катамаране. К вечеру погода на море совсем испортилась, по стеклу иллюминаторов хлещут не то волны, не то струи дождя. В больших салонах теплохода кресла плотно заняты туристами со всего мира, да ещё и на палубе немало стоиков, вроде нашей Тани. Все немного позеленели и держат на всякий случай пакеты, потому что недовольный Посейдон нас изрядно качает. Может быть, он ждал от нас хоть каплю "Лимончеллы"... Мы тоже поскучнели, но не опозорились. В свою «Чиннечитту» приехали совсем поздно.
Золотистая Сиена
16 октября. Последняя, четвёртая ночь в Риме. Утром простились с ним: - Ариведерчи, Рома! - и покатили на север, снова в Тоскану. Наша цель – средневековый город Сиена в самом центре провинции. Опять рыжеватые невысокие горы и – виноградники, виноградники, виноградники. Впрочем, виноград уже собран, на солнце золотисто просвечивают только листья, хотя, я знаю, если поискать…. Да, сегодня и в помине нет вчерашнего тумана, солнце сияет в полную силу, как летом. В пути Ирина успела немного рассказать о Сиене.
Своё название город получил от цвета почвы (помните краску «сиена жжёная»?) Мощная крепостная стена с четырьмя въездными воротами окружает город. Средневековая система акведуков и тоннелей до сих пор питает город водой из горных речек. С ХП века Сиена – город-государство с самоуправлением, в ХШ веке на площади El Campo воздвигли ратушу с колокольней высотой 121 метр! Ещё одна подробность. Сиена приютила святую Екатерину Сиенскую, которая уговорила пап после 70-летнего «сидения» переехать из Авиньона в Рим (тут у меня сомнение). С 1516 года и по сей день в городе работает старейший банк Европы.
Площадь Piazza del Campo служит местом проведения средневекового праздника Paleo. Ежегодно 2-го августа семнадцать кварталов города выставляют свои команды всадников на неоседланных лошадях, которые скачут по периметру площади. Команда-победитель награждается флагом с Мадонной. И весь год, до следующих соревнований победивший квартал пользуется привилегией ставить на своих вывесках и торговых марках флаг с Мадонной. Впрочем, после несчастного случая на скачках число команд уменьшили до десяти.
Другой старинный городской праздник El Moro – бой на мечах, заменивший праздник с боем быков. Праздники собирают тысячи горожан, приезжают жители из других городов. В Домском соборе идёт праздничная служба, квартал-победитель угощает всех два дня. Жаль, конечно, что сегодня не 2-ое августа.
Сиену на холме мы увидели издали. Остановились в паркинге перед воротами Сан Марко, проделанными в высокой крепостной стене, и пошли к городской площади Пьяцца дель Кампо. Улочки узкие, круто спускающиеся, совсем без зелени. Дома высокие, на дверях – кольца, чтоб стучать. Все первые этажи – витрины магазинов со старинными вывесками. Средневековый антураж нарушают только десятки мотоциклов и мотороллеров, особенно громко рычащие среди тесных стен. На площади, которая напоминает перевёрнутую раковину, сидят, лежат, жуют, как и в Риме на площади Испании, и во Флоренции у дворца Питти, сотни молодых людей. Журчит голубая вода в фонтане, напоминающем большую купель. Название у фонтана хорошее: ««Fontana Allegra», т.е Весёлый фонтан, смутили только плавающие в нём мёртвые голуби.
Дегустируем средневековый город
Погуляв возле ратуши, колокольни и фонтана, мы вернулись в лабиринт улочек. У Ирины опять по программе – посещение магазина. Нам предложили продегустировать знаменитое местное «Кьянти-ординар с петухом». Честное слово, оно мне напомнило красное вино, которое молдаване продавали прямо из бочек на базаре в Одессе по 5 рублей за литр и которое мы пили на студенческих вечеринках. Мне больше понравилось золотистое «Vino sanctum», и я купила оплетённую бутылочку. Потом раззадорилась и купила бутылку оливкового масла и несколько пакетиков тосканских сластей с орехами и густым виноградныс соком, вроде грузинской чурчхелы, но в шикарной упаковке.
Исполнив свой туристский долг, группа разбрелась по улочкам средневекового города, где всё как бы нарочно законсервировано и подёрнуто флёром древности. Женя, презирающая торговлю, ещё до магазина пошла побродить по городу, посмотреть собор, а мы с Таней занялись сувенирами. Я купила Лизе симпатичный серебряный браслетик с многочисленными подвесочками, среди которых спрятались обязательные перчики. Пете достанется карандаш-великан с брелочком, бубенчиком и гербом Сиены.
Всё это продавалось на небольшой площади перед Домским собором Santa Maria della Scala. Собор облицован белым и чёрным мрамором, цвет; флага Сиены, снизу от площади к нему ведёт мраморная лестница (scala). Красавец-собор построен зодчим Пизано, внутреннее убранство выполнил Донателло, оба гениальные флорентинцы. Пятьдесят шесть квадратов дивной мозаики уложены на полу в незапамятном 1341 году – по ним мы прошли с некоторым трепетом! Верхняя часть собора реставрируется и закрыта сеткой с хитроумно нарисованным декором.
Я тихо удивлялась мудрости здешних горожан, пригласивших великих мастеров украсить свой город. Нет в истории их города великих завоевателей или тиранов, но город не пропал, не затерялся. Вот и мы, жители очень далёкой России, приехали полюбоваться незнакомой Сиеной, её. Santa Maria della Scala и Piazza del Campo. И ещё раз убеждаешься, что и в Средние века люди стремились к самоуправлению, порядку и красоте, знали толк в финансах и не жалели средств на обустройство своих городов. И, наконец, неизбежный вывод: наверное, они были не глупее нас, хотя жили без электричества и смартфонов.
Как ни странно, никто не заблудился в лабиринте улочек славного города Сиены, все собрались у ворот Сан Марко, и в 17.30 мы тронулись в сторону Альп. Ирина сделала нам подарок: поставила сначала «Римские каникулы», которые мы знаем почти наизусть, но никогда не отказываемся посмотреть ещё раз, а следом – «Плащ Казановы» с Инной Чуриковой на фоне Венеции. Узнавать знакомые (и добавлю – прекрасные!) места - большое удовольствие. Я долго не могла заснуть, правда, не жалею об этом, потому что не проспала Альпы по другую сторону перевала Бреннер. Они так хорошо смотрелись на фоне вечереющего неба, потом переливались огнями городов далеко внизу, в долинах или угрожающе нависали над шоссе. Женя начала дремать уже на первом фильме, а на втором она уже сладко спала.
На перевале, конечно, была санитарная остановка. На этот раз меня ждало потрясение, не могу утаить его, особенно после моих размышлений о людях Средневековья.
Сидя в кабинке белоснежно-стерильного туалета, я вдруг почувствовала, как кто-то или что-то деликатно толкает меня пониже поясницы. Оглянулась – никого. Наверное, думаю, сама прислонилась к бачку. Продолжаю сидеть в задумчивости, как вдруг снова уже основательные толчки сзади. Тут я в страхе подхватилась и увидела, что откуда-то из нижней части бачка выдвигается голубенький инопланетянин в виде параллелепипеда 15х10х5 см и начинает тонкой струйкой поливать сиденье унитаза! А это самое сиденье вдруг начинает ползти, совершая оборот на 360 градусов и подставляя себя под струйку. Следом инопланетянин губкой тут же промокает мокрое сиденье и возвращается в свой планетолёт… Сначала я оторопела, а потом неприлично расхохоталась в тишине туалета и давилась хохотом в автобусе, чтобы не разбудить спящих. Теперь понимаю, что это было потрясение средневекового человека от встречи с сервисом третьего тысячелетия.
Мы возвращаемся домой, но другой дорогой: через Нюрнберг, город вагнеровских мейстерзингеров.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №226012801678