1561. Хуторская чертовщина. Неминуемая расплата

   Перед тем как забраться на тёплую печку Злотазан выставил на окне пустую бутыль, как опознавательный знак  для   Василя Лыгина, давая понять, что хозяин прибыл и не нужно проявлять беспокойства, как говориться, все свои уже на месте. 
     Проснулся к вечеру от задувания ветра в трубу, как предвестника скорой перемены погоды, так и случилось на вторые сутки западный ветер нагнал тяжёлых свинцовых туч и обильно посыпал снег, подгоняя и кружа летящие снежинки.
       Интересное совпадение, уже во второй раз его появление в хуторе сопровождается снегопадом, было ли это каким-то предзнаменованием или обычное совпадение, на которое не стоит обращать своего внимания.
       Следует отметить одно важное обстоятельство, природа преобразилась в лучшую сторону, выкрасив всё вокруг в белый цвет, скрыв под собой унылую опустошённость.
    С выпавшим снегом хутор заметно оживился, в особенности радовалась детвора невероятному преобразованию и веселью.
   С криками и шумным смехом проносилась детвора мимо его двора, а по вечерам подросшая молодёжь подтягивалась к клубу, а чтоб развеять навалившуюся скуку хуторской чёрт намеревался устроить несколько мерзопакостных подлостей.
  Да оно ему и по статусу положено, раз имеешь на своём попечении хутор, то будь исполнителен, действуй согласно установленных традиций, а если устал или не можешь, то уступи место другому, более активному и решительному.
      Как говорят в народе, дурное дело не хитрое, так чего бы не устроить очередного всплеска эмоций на почве очередной сенсации.
      К тому же интересно было бы узнать, как там поживает дед Юрка, оклемался ли после ночного представления, выходит ли по ночам к своим воротам подымить цигаркой.
       Раньше было проще и веселее, всегда можно было прицепиться к хуторским пьяницам и устроить над ними увеселительную потеху о которой ходила хуторская молва с одного края на другой, чтоб вернуться обратно в иной импровизации слухов.
       Обмельчало буквально всё, за чтобы не взялся, нет той широты и тем более веры хуторского народа в потусторонние силы и сущности, как-то всё воспринимается на половину, вроде вериться, а вроде бы и нет.
       Если раньше чего бы не случилось,  то тут же находилось оправдание, что во всём виноваты нечистые силы, наславшие на хуторских жителей проклятия, а чёртова братия только и знает, как по заковыристей навредить крестьянину.
         Теперь приходиться быть изворотливее в плане веры в потусторонние силы, свои подлости и задумки готовить с крайней осторожностью, ибо одна не значительная оплошность может разрушить весь задуманный план.
            Согласно давней традиции и придерживаясь Юлианского календаря в хуторе не гласно от своих властей праздновали Старый Новый год, вот и пришлось под суетиться, с толкнув лбами парней с разных окраин, отчего и случилась кулачная потасовка за клубом.
          Приятно же наблюдать со стороны, когда враждующие стороны из-за какого-то мелкого пустяка бьют друг другу морды, разбивая до кровавой юшки носы и рассекая губы, оставляя  вспухшие синяки под глазами.
      И ведь этому молодому дурачью и в голову не приходит мирно разобраться, а с чего это вдруг на пустом месте вышел между ними скандал.
    Но это так мелочь, развеяться от скуки и не более того, а вот давняя задумка рассорить вдрызг Гришку Барнуту и Павла Сайко, как раз будет ко времени, да ещё привлечь к этому Маньку Малиничкину, подбросив слушок, что один из них и умыкнул тайком зерно с кладбища.
     Ведь ничего сложного в этом нет, как запустить подобие игры, третий лишний, а значит подвергнутый подозрению со стороны двух остальных и есть затаившийся подлец и негодяй.
           Заглянул Сайко к Малиничихе, вот и пусть тычут своими пальцами в сторону Барнуты, затаив на него обиду.
        А соберутся вместе Барнута и Сайко, так тут сам случай подскажет, что без Маньки Малиничихи  и её зятька кража зерна не обошлась и так по кругу, пока каждый из них станет подозревать двух других.

            Хуторская не торопливая и не спешная жизнь, медленно отсчитывая день за днём, тянулась тягучей монотонностью и казалось этому не будет конца, если бы однажды не задул восточный ветер и не нагнал в эти края жгучие морозы.
           Особенно по ночам мороз потрескивал, будто злился, ища  хотя бы малейшую лазейку, чтобы пробраться к Злотазану в хату.
         В таких экстремальных условиях спасительный огонь оказывался невероятно прожорлив, требуя всё большего расхода топлива, чтоб хоть как-то сохранить тепло. 
            В один из таких морозных дней Злотазану в голову пришла мысль отправиться в гости к Васятке Харитонову, пожить у него на довольствии недельку другую, переждав, когда спадут морозы.
          Но этой затеи не суждено было сбыться, а всему причиной было обилие снега и заметённые дороги.
    Оно бы со скуки заняться ему замысловатым приспособлением, чтоб беспрепятственно ходить через входную дверь, да вновь намело сугроб по самое окно, откидать снег труда большого не составит, да только всякая возня обязательно привлечёт чужое внимание.
      Жил себе спокойно, никто особо не беспокоил, так чего себе самому устраивать проблемы, придёт февраль со своей оттепелью, тогда он и займётся навесным замком на дверях.
         Да и не до этих сейчас приспособлений, когда по хате гуляет собачий холод, нужно что-то более эффектное придумать с обогревом.
         А тут как на зло вышла одна неприятная оплошность по недосмотру, упустил жар в печке, пришлось вновь её растапливать.
      Продрогнув, что та собака на привязи, обозлившись на весь белый свет, так что готов был рвать и метать, раздирая всё подряд в мелкие клочья.
     Вот на счёт этих самых клочьев возникнет одно непредвиденное обстоятельство, когда без всякого сожаления из долговой книги было вырвано несколько листов для розжига, а чего их жалеть, всё равно по ним с некого истребовать долги.
         С тех с кого было чего содрать разъехались и разбежались, а те что остались, так с них и взять нечего. 
      Желая по скорее согреться, в эти минуты позорных упрёков, обзывая себя неженкой, он забрался в саму печку, так и было, где хозяйки выпекали хлеб, а иной раз используя это место для помывки тела.
        Соорудив не большой костерок и подкладывая кусочки кизяка, проникся к себе такой горючей жалостью, что порою начинал впадать в некую прострацию, надышавшись дыму.
         В момент наивысшего упадочничества в придачу с моральным потрясением пытался убедить самого себя, будь у него  большое количество свободных денег, то не пришлось бы ему торчать в этой печке и глотать удушливый дым.
          Как-то само собой вновь ему вспомнилось о должниках и как-то само по себе всплыло имя Петра Мальцева, выходило что это он повинен в его возникших неудобствах.
         Тут же припомнилось, что этот Петька наотрез отказался выплачивать долг, чем и зацепил за воспалённое самолюбие Злотазана.
         Обозлившись на своего должника, почти что озверев от возникшего презрения к нему, особо не раздумывая бросил в разгоревшийся огонь пергамент и дико радовался, наблюдая, как эта выделка из кожи корчиться и изворачивается в огне, в голове, вероятнее всего под воздействием угарного газа и других химических включений рисовалась красочная картина.
             Нет это был не пергамент, это был Петька Мальцев свалившийся в Гиену Огненную и подвергнутый  мучительным истязаниям.
          Хуторской чёрт смотрел и хохотал, приговаривая.
-Ну что Петька!
-Не ожидал такой кончины?
-А я тебя предупреждал и не раз.
-Но ты продолжал упорствовать, идя в полный отказ.
-Как видишь, моё терпение кончилось и от чего я тебя всё это время удерживал, свершилось!
-А что ты хотел?
-Далее жить припеваючи и ничего взамен не отдавая?
-Как видишь, кончилось моё терпение, ибо своими уговорами я от тебя так ничего и не дождался.
-Гори в аду коль так решил.

            А ведь это было действительным предвестником беды и если взглянуть на дальнейшую судьбу Петра Мальцева, то вначале ничего особо с ним не происходило, если только приснившийся в ту ночь дурной сон.
          Мальцев продолжал ходить на работу не замечая начавшихся в нём перемен, если он до этого с отвращением поглядывал на алкоголь и любое приглашение выпить за компания отказывал на отрез, то в один пятничный день вечером оказался в компании своих сослуживцев.
        И ведь найдётся в таком коллективе подлая сволочь, которая казалось бы из добрых побуждений, начинает предлагать поддержать компанию, приводя тысячу убедительных аргументов, используя методы морального давления, намекая, а не является ли их коллега тайным осведомителем.
       Ну а чего тут не понятного, его сынок занимает важную должность при исполнительной власти, вот вам и повод доносить на своих сотрудников.
        А если это не так, пусть в доказательство хотя бы пригубит спиртного, а дальше больше, когда разогревшись спиртным, компания начинает донимать со всех сторон, что от одного глотка ничего не будет.
         В начале так и могло показаться, да и алкоголь как-то приятно воздействовал на организм с ощущением приятной лёгкости.
        И это приятное чувство лёгкости было подобно болотной топи, легко погружая свою жертву в опасную трясину из которой выбраться не каждому суждено.
       Как-то вечером возвращаясь домой, заглянул в магазин и сам того не осознавая купил бутылку портвейна, а придя домой распил на пару с женой, воздействие вина оказалось подобием приятной эйфории.
       Дальше больше, а чего не выпить, курортный город, куда ни посмотри сплошное веселье, да и чем он хуже других, если может себе позволить опрокинуть внутрь кружку пива или стакан вина.
        Не пройдёт и месяца, как Пётр окажется заводилой коллективных попоек, возвращаясь домой под спиртными парами, окончательно став поклонником Бахуса.
          Его за это никто не осуждал, он выпивал, как и все остальные, бывает поворчит жена, что пришёл пьян, так у Петьки найдётся много примеров, указывая, кто конкретно из станичников заливает за воротник по боле него.
          Проблемный момент начался с появлением жажды требующей алкоголя, это нельзя было назвать похмельным синдромом это было что-то совершенно другое, чем больше он позволял себе выпить, тем большая возникала зависимость от алкоголя.
       На него с недовольством начали коситься на работе, замечая, что он самого утра находился в хмелю, дома жена донимала своим нытьём, приходилось изворачиваться, хитрить, оправдываясь, что не мог отказать товарищам по работе, находя и выдумывая различные причины.
         Возвращаясь домой заходил в магазин покупал вино, прятал его, появляясь перед женой, можно сказать с натяжкой, в трезвом виде, а затем тайком попивал, заодно занимаясь хозяйственными делами.
          По переезду в эту станицу начали спать в разных комнатах, причиной оказался храп Петра, под который невозможно было заснуть, а каждый раз толкать в бок и просить перевернуться на бочок, довольно нудное занятие, муж и в таком положении умудрялся храпеть.
       К тому же это было на руку самому Петру, не надо на жену дышать перегаром, что могло спровоцировать очередной скандал.
        Его сын Александр Петрович, как-то пытался воздействием на отца, чтоб тот особо не усугублял выпивкой, так старший Мальцев и здесь сумел вывернуться, найдя оправдание, что сынуля редкий гость в их хате, так почему бы не позволить себе употребить лишнего, наверстав все пропущенные праздники и выходные дни. 
       Что в таком разе сказать, Петька катился по наклонной вниз, что тот снежный ком в пропасть, иной раз его могли видеть пьяного в Цветнике спящего на лавочке.
        В один из дней, ближе к вечеру конца месяца мая, когда в горах прошли обильные ливневые дожди, а Подкумок вспенился обилием воды, почти сравнявшись с настилом деревянного мостка, Петька возвращаясь домой заглянул в магазин и купил бутылку портвейна.
    Вероятнее всего, его окончательно измучила жажда, что он не утерпел и перед тем как переходить через мосток, в один приём опустошил бутылку, разбил её вдребезги о голыш и собрался переходить на другую сторону.
        Как потом рассказывали наблюдавшие за ним мужики, также неподалёку распивая спиртное, как только Мальцев вступил на мостик его крепко кинуло из стороны в сторону, причины могло быть две, быстро бегущая вода в реке или же это было воздействие выпитого вина.
        Забавное развлечение наблюдать за пьяным мужиком бредущего неуверенной походкой, чем-то напоминавшего моряка идущего по палубе в шторм.
     Среди мужиков даже возник спор, сколько раз Петька ухватиться за перила, оказавшись по другую сторону реки.
         Уже почти перейдя на другую сторону, он вдруг резко остановился и помахивая указательным пальцем перед собой выкрикнул.
-Отстань от меня!
-Оставь в покое!
- Ничего я тебе не должен!
           А затем развернулся и неуверенно переставляя ноги побежал обратно, для наблюдавших за ним мужиков выглядело комичной выходкой, ибо кроме Мальцева на мосту никого не было, а кто-то выдвинул версию, что Петька по пьяному делу увидел самого чёрта.
       Казалось бы, это неординарное  представление пьяного мужика придало заметного веселья, было выдвинуто два предположения, либо он на карачках полезет на пригорок, либо развернётся и пойдёт обратно.
         Обезумевший Пётр не доходя пару десятков шагов до берега останавливается и глядя испуганными глазами перед собой, вздёргивает правую руку и согнув в локте, а ребром левой постукивая по изгибу, выкрикивает.
-А вот этого ты видел!
-Ни хрена ты с меня ничего не возьмёшь!
         Наблюдавшие эту сценку мужики так и закатились хохотом, да не долго длилось это веселье, в том месте где самое глубокое место русла реки, Пётр Мальцев переваливается через перила мостка и падает в воду.
          Мужики повскакивали, удивившись такому необычному поведению пьяного станичника, пытаясь увидеть в водах его барахтающееся тело, но всё тщетно, его голова так и не появилась в быстром потоке воды.
       Подобные трагические события молниеносно разносятся во все концы, если дурная весть в этот же вечер разнеслась по станице, то уже с самого утра в городе только и говорили об утопленнике, покончившего с собой на почве беспробудного пьянства.
        Быстро организованные поиски были напрасны, тело Петра Мальцева так и не было найдено, хотя сын Петра приложил к этому большие старания.
         Выходило, что сам факт этого происшествия был зафиксирован и занесён в протоколы, а вот само тело не было найдено, попав под графу без вести пропавшего.
          Через неделю, но не мене этого срока, распухший труп Петра Мальцева был найден у станицы Лысогорской, чуть выше по течению от моста на мели.
        У того самого моста, на котором был зарублен хуторской председатель Захар Лёночкин и столкнут сопровождающим казаков в воду.
           Вот такая она не завидная судьба двух хуторян, найдя своё вечное пристанище вдалеке от своей родины.
             Когда хуторской чёрт узнает, что его подопечный Петька Мальцев утонул в речке упав с моста, скорбеть не станет о не выплаченном ему долге, а где-то даже порадуется, говоря в слух самому себе.
-Не послушался ты меня Петечка, заупрямился, возомнил себе о своих способностях умело вести хозяйство и жить в достатке.
- Да к тому же возгордился и выбрал не ту стезю, свернул не на ту дорожку, которая и привела тебя к лютой погибели.
-А ведь мог ещё долго жить, заплати накопившиеся долги.
-И ведь деньги были и не малые, да одолела тебя жадность и мужицкое упрямство, надеялся отделаться, да как видишь ничего из этого путного не вышло.
-Бултыхнулся в воду и с концами, ну и кому от этого стало лучше?
-Как по мне, так кроме убытков, имею моральное удовлетворение.
-А вот чего ты добился?
-Утонул, оставив жену вдовой.
-А поступи иначе, то продолжал бы жить припеваючи, в таком разе как не скажешь, ни мне и ни себе, разошлись без всякой выгоды.
-Выходит оценил ты Петя свою жизнь в каких-то тысячу рублей золотом.
-Сумма не столь значительна для тебя, убыток не столь большой, но вот осадочек оставил не приятный, подобно илу нанесённого водой.
          Но всё это произойдёт потом, а сейчас Злотазан сидел в печке и спасался от трескучих морозов занесённых сюда из самой Сибири.
         Если его в данную минуту чего-то и волновало, так это сколько долго продержатся морозы, ведь нет ничего не приятного, как ощущение жуткого холода.

            27-28 январь 2026г.


Рецензии