44. Март-середина лета 1566 года, Иоанн I
Из-за тотальной неверности вельмож и прежних ближников уже много лет всё шло наперекосяк. Куда-то делась победная поступь Русского царства, позволившая ему завладеть Казанью и Астраханью. Основная часть Ливонии оставалась непокорённой, взятие Полоцка не завершило войну с Литвой, Нарву блокировали шведы, а крымский хан ежегодно тревожил заокские области. Вдобавок, митрополит Афанасий «от немочи великой» сложил с себя полномочия и теперь предстояло выбирать нового духовного владыку всея Руси.
Несмотря на многочисленные трудности, Иоанн продолжал нести свой крест правителя и даже периодически находился в хорошем настроении. Опричные меры позволили нейтрализовать возможность открытого бунта, а земская половина оказалась ослаблена, так как господарь забрал у неё большую сумму денег и часть земель. Правда, многие вотчины приходили в запустение при отсутствии хозяйств. Опричные не умели надлежащим образом освоить их и эксплуатировать. Совсем скоро это могло привести к уменьшению финансовых и иных поступлений. Иоанн был вынужден прибегнуть к реабилитации. Опальным следовало иметь поручителей, которые вносили бы значительные денежные средства. Так Иоанн собирался пополнять казну дополнительными платежами.
Неожиданно явилось литовское посольство с очередным предложение о мире или перемирии. Переговоры начались взаимными претензиями, которые быстро свели к минимуму, так как обе стороны были истощены. Камнем преткновения остались Ливония и Полоцкая область.
Иоанн колебался. Уступить всё ради мира, означало признать бесполезность боевых действий в Прибалтике и Полоцке. А для продолжения войны следовало заручиться согласием Земщины, в противном случае грозила повториться ситуация 1564 года. После размышлений Иоанн решил созвать всеобщий собор. В нём должно было принять участие помимо боярства, духовенства и дворянства ещё и купечество.
-Поддержите ли меня в продолжении войны? - вопрошал господарь у собравшихся. - Или вам более люб мир? Я покорюсь любому вашему постановлению. Но знайте, что в случае мира нам придётся отдать часть исконных земель наших пращуров, часть земли Русской. А в случае войны я потребую повиноваться мне до конца и не перечить словом или действием. Каков ваш ответ?
Делегаты не посмели взять на себя историческую ответственность по отказу в претензиях на Ливонию и Полоцкий край. Но и за войну они открыто не проголосовали. Соборяне объявили, что лишь господарь имеет право решать такой важный вопрос, а они, его подданные, повинуются его слову. Фактически Иоанну возвращались функции самодержца. Он тотчас отправил в Литву ответное посольство. Делегации следовало выторговать у Сигизмунда и его советников территории Ливонии до Двины и восточную часть Полоцкого края. Это оказалось неосуществимой задачей и господарь констатировал, что война будет продолжена.
-Но перед походом надо утвердить митрополита всея Руси! - напомнил Иоанн. - Кто бы мог подумать, что выборы так затянутся. А всё из-за желания попов уговорить меня покончить с опричниной!
Свидетельство о публикации №226012801703