Рая

С днём Рождения, моя дорогая, Рая!

Мы познакомились с тобой в далёком 1978 году. Я тогда была молодой мамой. Совсем недавно у меня родилась маленькая девочка, моя малышка Анюта. И, несмотря на всю мою любовь к путешествиям, я была привязана к дому. А дом наш, как впрочем, и бамовский быт, был незамысловатым. Жили мы в половинке стандартного, так называемого жилого вагончика, где на шести квадратных метрах размещалась кровать на двоих, столик, плитка для приготовления еды и детская кроватка. На стене небольшой шкафчик для посуды, да полочка для книг. Летом, в ожидании прибавления, Евгений сделал ещё небольшую пристройку для хозяйственных нужд. Там была стиральная машинка простенькая, «Белка» по-моему, и большой стол, к нему прилагались две скамьи для приёма гостей. А их у нас было немало. Всех, кто только появлялся в турклубе, Женя приводил к нам, чтобы познакомить со мной. Это для того, чтобы я не отрывалась от жизни туристского клуба, что он считал немаловажным.

Однажды, находясь в основной части вагончика со своей дочкой, я услышала в нашей пристройке обсуждение предстоящего мероприятия. Готовился лыжный пробег по будущей трассе БАМ от Северобайкальска до Уояна (около190 км). Пробег предстоял непростой: по льду Байкала, по просекам и вырубкам, по бездорожью. Зима. Февраль с его ветрами и лютыми морозами. В общем, мероприятие для настоящих мужчин. Команда только что начинала формироваться. Обсуждалась каждая кандидатура. И вдруг я слышу, что кто-то предлагает девушку. Нет, она не является ещё членом нашего клуба. Нет, она не участвовала ещё ни в одном походе. Но она такая классная! Она ни в чём не уступает мужчинам, она всё умеет делать, она мастер на все руки! А как она «мочит» противников в волейболе, забивая голы одной левой. Ну, да – она левша! И мужики сдались: «Ладно, посмотрим!»

А на следующий день в нашем вагончике появилась ТЫ. Девушка среднего роста, коренастого телосложения, с короткой густой шевелюрой каштановых волнистых волос. Из-под прямых бровей чистый, ясный взгляд серых, слегка зеленоватых глаз. Улыбнулась, обозначив на правой щеке милую ямочку.
«И вот эта девчонка ни в чём не уступит сильным, молодым, здоровым парням?» - подумалось мне тогда.
И ты, правда, ни в чём не уступала им. Прошла достойно тот лыжный марафон, участвовала во Всесоюзных слётах туристов в разных городах в составе сборной от нашего города, рубила избы, ловко орудуя мужским инструментом, работала каменщиком наравне с мужчинами, строя наш город, ходила в сложнейшие походы.

Не сразу после той встречи мы с тобой пошли вместе в поход. Я уже была мамой двух очаровательных дочек, когда так сложилось, что мы небольшой командой решили сходить под гору Черского (2588 м), а если повезёт, то и сделать восхождение на неё. Никто из нас до этого там не был. Высшая точка Байкальского хребта привлекала к себе внимание, и некоторые члены нашего клуба уже побывали на ней. Так почему бы не сходить и нам? Так решили три молодые дамы (в туристском лексиконе – тётки). Это были Наташа Распутина, я и Рая Сильченко.

Председатель клуба, Евгений Марьясов, категорически настоял на руководстве нашей «хрупкой» женской компании, человеком мужской особи. И такой герой нашёлся: Володя Либин (безвременно ушедший из жизни лет через десять после этого похода). На удивление, Володя с лёгкостью согласился возглавить наш небольшой женский отряд. Но с первых же дней похода он разочаровал участниц своим странным поведением. В первую ночёвку, испугавшись света фар, проходившего мимо нашей палатки трактора по байкальским полям, он ладонью попросту разорвал (или разрубил) нашу лёгонькую палаточку и убежал ночевать в зимовье, которое находилось поблизости от нашего лагеря. В последующие два дня, он пытался строить нас по-солдатски, приказывая идти строго по графику: 50 минут идём, 10 отдыхаем. И неважно при этом, где мы находимся: в глухом лесу, в болоте или на сырых камнях. А когда проходим открытые симпатичные полянки да ещё с ягодами, то останавливаться нельзя, не время. Понятное дело: случился «бунт на корабле», и командир был отстранён от руководства большинством голосов. Мы выбрали руководителем тебя, Рая! И жизнь сразу заиграла другими красками. Я не могла налюбоваться тобой. Как ты ловко устраивала наш быт походный, как легко рубила дрова, разводила костёр в любых условиях, как умело вела по маршруту. Ты была настоящим лидером! Не влюбиться в тебя у меня просто не было шансов.

С этого похода мы стали не просто друзьями, а лучшими друзьями! Что бы ни случилось в моей жизни: печаль, проблема, разочарование, усталость, радость, восторг, какое-то важное дело, я в первую очередь бежала к тебе, и ты никогда не оставляла нерешёнными мои вопросы.

Ты первая отозвалась на мою просьбу сотрудничать со мной, когда в городе открыли станцию юных туристов, оставив свою денежную работу строителя-каменщика. Ты никогда не отказывалась идти со мной в поход со школьниками в качестве второго руководителя, и я была благодарна тебе за это. Ты учила меня водить машину «по-мужски», ругая, если я крутила руль, «как верёвочку», перебирая его руками. Ты бралась за любую работу, будь то организация слётов, соревнований или ремонт в помещении. У тебя всё получалось ловко, быстро и качественно!

Когда ты стала депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, ты не задрала гордо нос, а наряду с помощью жителям города и решением важных проблем, помогала и мне решать житейские вопросы.

Да, с тобой было порой непросто. Иногда мы решали спорные вопросы на повышенных тонах. Но, после рабочего дня страсти затихали, и мы зачастую шли с работы, мирно болтая обо всём.
Ты была очень гостеприимной хозяйкой. Я не помню случая, чтобы ты отпустила меня, не накормив, как следует. И всё было вкусно, красиво и душевно!

Когда ты уехала из Северобайкальска, мне было странно и очень грустно. Как это тебя не будет здесь, в городе, который ты строила буквально с нуля своими руками? Как тебя не будет на Байкале, который ты так любила? Я купила у тебя твою квартиру, и всё мне напоминало о тебе долгое время. А потом этот дом снесли, а я живу теперь в другом.

В 2013 году, когда тебе исполнилось 60 лет, ты приехала в Северобайкальск. Приехала неожиданно, не предупредив. Наверное, хотела сделать сюрприз. А я в это время жила у дочери, на юге Байкала. Мы не встретились. Ты очень расстроилась. Больше мы не увиделись. Сразу после возвращения с Байкала на Волгу, ты перенесла микроинсульт. Это был первый звоночек…

Каждый год, 26 ноября, я поздравляла тебя с днём твоего Рождения. Слушала твой голос и такие родные слова: «Ты моя-то, спасибо…»
Это тебе Спасибо, моя дорогая, моя любимая, моя надёжная, моя нежная и мужественная, моя заботливая Раечка! Спасибо тебе за всё, спасибо, что ты была в моей жизни, за то, что ты случилась в ней, за всё, ЗА ВСЁ СПАСИБО!

С днём Рождения, тебя!

И прости, что многое я тебе не успела сказать. Мне казалось, что ТЫ будешь всегда, что мы ещё встретимся с тобой и не раз, что я ещё успею сказать тебе что-то очень важное.
Прости и прощай…

Пусть звёздный путь твой будет лёгким, а Ангел-хранитель не покидает твою бессмертную душу никогда…

26.11.2024 г


Рецензии