Операция КГБ Фантом. Глава 5 Публицистика

Фото - сотрудник КГБ Александр Жомов (Пролог)

Глава. 5                Эндшпиль оперативной игры.


Да проживите вы все дни вашей жизни.

Джонатан Свифт — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.

Наиболее известен как автор сатирико - фантастического романа «Путешествия Гулливера», в котором остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.


На всех этапах операции «Фантом» информация, передававшаяся американцам, относилась только к нашему ведомству или касалась исключительно самой посольской резидентуры ЦРУ.

Она предварительно оценивалась на экспертном уровне относительно возможности нанесения нам ущерба и в обязательном порядке утверждалась руководством КГБ СССР.

На одном из этапов операции «Фантом» по каким-то, я уже не помню каким, техническим причинам связь прервалась, но наше руководство заняло выжидательную позицию — время шло, ничего не происходило.

Ни мы, ни ЦРУ не предпринимали шагов для восстановления прерванного контакта.

Мы с Жомовым с позицией длительного выжидания не были согласны и считали возможным сделать самим новый первый шаг.

Исходили из того, что связь для продолжения операции нужна прежде всего нам. Так как цель Эдвина уехать из СССР, то именно он должен этой цели добиваться всеми имеющимися в его распоряжении способами. Но Красильников был против.

И вот однажды, после продолжительной паузы, не ставя в известность Красильникова, который занял твердую выжидательную позицию, мы с Жомовым пошли на риск, придумав неординарный вариант, как вызвать американцев на встречу.

Резидент ЦРУ проживал в пятом корпусе дома № 7/4 на Кутузовском проспекте. Прилегающая территория и сам дом круглосуточно охранялись, и доступ советских граждан без приглашений туда был закрыт.

Но мы, как сотрудники КГБ, имевшие право не ставить никого в известность, посетили этот дом и на дверь квартиры американца прикрепили самоклеящуюся бумажку с текстом, непонятным для кого-либо из посторонних лиц: «ТЛБ-БРВ».

Первая часть, четыре буквы, означает известное в США сокращение ТЛБ — «Слава Богу, это пятница», а БРВ — Санкт-Петербург.

Таким образом мы пригласили резидента ЦРУ на очередную встречу в ближайшую пятницу в поезде «Красная стрела».

И эта встреча состоялась — связь мы восстановили. Красильников был очень доволен, что его выдержка привела к положительному результату, а мы с Жомовым молча ликовали по поводу того, что разумная инициатива не всегда наказуема, когда приводит к желаемому результату.

Дополнительно по линии Франкфуртского радиоцентра ЦРУ Эдвину направлялись зашифрованные сообщения, на подставной почтовый адрес в Москве ему посылались письма с тайнописью.

Несмотря на то что работа американцев с Прологом в Москве шла успешно, ЦРУ, тщательно проверяя и анализируя получаемые материалы, все еще не решалось организовывать Эдвину побег в США, дополнительно не опросив Пролога на личной встрече.

06 августа 1989 года такая конспиративная встреча в сквере на улице Усачева в Москве состоялась — около двух часов сотрудник посольской резидентуры ЦРУ Гарри Монтроул практически допрашивал Эдвина по заранее заготовленному списку вопросов, записывая беседу на диктофон.

На этой же встрече Монтроул попросил Пролога при следующем контакте с ЦРУ передать фотографии для оформления американцами поддельного документа для выезда из страны.

Александр Жомов в ходе личной встречи с Монтроулом проявил свои лучшие оперативные и артистические качества, прекрасно справившись со сложнейшей задачей убедить американцев в искренности своих намерений уехать из страны и только на территории США снабдить их исключительно ценной информацией.

С дипломатической почтой плёнку с записью этого разговора передали в штаб - квартиру ЦРУ, где на самом высоком уровне эксперты её проанализировали, чтобы определить искренность и подлинность намерений агента «Пролога».

И мнения специалистов ЦРУ разделились. В итоге вопрос о доверии агенту решался голосованием — «Эдвин получил добро».

После личной встречи с Монтроулом, а это стало триггером для поворотного момента в операции «Фантом», был дан старт подготовке «Пролога» к выезду из СССР.

Конспиративные контакты разведчиков московской резидентуры ЦРУ с Прологом продолжались до лета 1990 года.

В ходе этих встреч осуществлялся обмен информацией, уточнялись детали операции по нелегальному вывозу Пролога из Советского Союза.

08 июня 1990 года на очередной встрече в поезде Москва — Ленинград резидент ЦРУ Майкл Клайн передаёт «Прологу» подробный план его эвакуации за границу на пароме через Таллин в Финляндию под видом американского туриста. Операция по вывозу Пролога из Советского Союза началась.

Специально подобранный американцами сотрудник ЦРУ Роджер Фредерик, имевший большое внешнее сходство с Жомовым, должен был стать его двойником.

Фредерик въехал в СССР с документами на имя гражданина США Гринманда, а в его паспорт была вклеена фотография Александра Жомова. По этим документам агент Пролог и должен был выехать из страны. А сам Фредерик спокойно вернулся в США по своему настоящему американскому паспорту.

Но здесь получился прокол. Советские контрразведчики работали очень дотошно и выявили, что Фредерик уже въезжал ранее по документам на имя Гринманда, и был в базе контрразведки. Было принято решение не уходить за границу Эдвину.

Дело в том, что к моменту, когда Фредерик покинул Советский Союз, наша контрразведка поняла, каким образом и по какому маршруту американцы нелегально вывозят своих агентов.

Необходимость повторить этот путь и в очередной раз рисковать жизнью Жомова отпала.

В своей книге «Новые крестоносцы. ЦРУ и перестройка» Рэм Красильников так описывает этот эпизод:

«В один из дней летнего месяца 1990 года по набережной Хельсинки, ведущей к морскому порту, медленно прохаживались двое мужчин.

Явно ждали кого-то, тихо переговариваясь и поглядывая в сторону порта, откуда должны появиться пассажиры прибывающих судов. А ждали они прибытия парома из Таллинна, который доставит в Хельсинки важного для них человека.

Еще в Москве определены условия связи с ним на набережной столицы Финляндии — пароль и опознавательный знак, они переданы ему московской резидентурой ЦРУ, которая могла гордиться серьёзным оперативным успехом.

Продолжение следует …


Рецензии