Колдовство романа Айтматова Плаха
Айтматов Ч. Плаха. – Фрунзе: Кыргызстан – 1987.
Роман «Плаха», появившийся в журнальной публикации в первые годы перестройки, наделал много шума. Юнцы писали выпускные сочинения, а в народе интеллигенции бытовала шутка: «Плахая книга».
Начало книги действительно поражает своей некультяпистой топорностью, а скрытая и явная антицерковность приводит в возмущение. Если говорить об авторе как просвещённом и «умном» человеке. Именно в таких смысловых узлах этого творения и содержится то, чему посвящена моя работа. Внимательно прочитав до четвёртой главы эту уже некогда «съеденную» мной книгу, я остановился и взялся за работу.
Итак, напоминаю, что литературное колдовство зиждется на двух творческих ухищрениях: «тело» – ложь, «голова» - кощунство, клевета, богохульство, святотатство, демонизм.
Сначала - примеры «тела». Они кишат, словно головастики в болоте.
Беременная волчица чувствует движения в своём животе, как она чувствовала (!) такие же движения в животе зайчихи, на которую она охотилась (стр. 7).
«Всему судия - время».
Без комментариев.
Преследующие «выкладывались в беге, как в предсмертной агонии, сжигая свою кровь (?), чтобы жить и чтобы выжить» (стр. 11).
Без комментариев.
Среди бегущего стада сайгаков «воздух наполнялся вихрящимся духом движения, кремнистой пылью и искрами (?!)…» (стр. 11).
Очевидно, что сайгаки не были подкованы!
Об «исключительных» волках - волке и волчице: «И если бы всё шло, как положено природой, быть бы им вскоре предводителями стай. Но всё обернулось иначе…» (стр. 12).
Природой положено таким вот «самостоятельным» волкам образовывать независимую пару!
«И ещё одна льгота, если не сказать привилегия, их от сотворения мира (!) заключалась в том, что они, звери, как и весь животный мир, могли жить изо дня в день, не ведая страха и забот о завтрашнем дне. Во всём целесообразная природа освободила животных от этого проклятого бремени бытия (!!!)». (стр. 14).
Такими уж сотворены волки, таковы у них повадки «от сотворения мира»! Последнее - несомненное кощунство!
О коршунах: «Благодаря своему исключительному всевидящему (!) зрению, именно благодаря зрению (слух у них на втором месте) эти аристократические хищники были поднебесными жителями саванны, спускавшимися на грешную землю лишь для прокорма и на ночлег» (стр. 18).
«Всевидящее зрение» - без комментариев!
«Ташчайнар полулежал в своей любимой позе - скрестив лапы, приподняв голову, - он выделялся среди всех (?!) мощным загривком и мослатостью, тяжеловесностью телосложения» (стр. 19)
Наверное, «среди всех волков»?
«С туманом понизовым, с морозным инеем на грустных белых чиях, на подогнувшихся от снега тамарисках и с дымным (!?) солнцем над саванной….» (стр. 21).
Без комментариев!
«Лишь человеку дан иной удел: хлеб добывать в труде и мясо взращивать (!!!) трудом – творить для самого себя природу».
Без комментариев! Последние слова тем более отсылают нас к «голове» колдовства - кощунством!
«…Трагическая необходимость в познании добра и зла…» (стр. 22).
Это благая, спасительная участь человеков, но не всегда, возможно, животных!
«Вскоре, однако, он (дьякон) умер, и, возможно, в том была милость судьбы, ибо он не перенёс бы той еретической метаморфозы, которая случилась с его сыном Авдием, увлёкшимся новомыслием на поприще вечного, как мир, богословия (??!) - учения, данного раз и навсегда (?!) в безконечности и неизменности (!!) божественной силы» (стр. 39).
Ложь хульная. Глумливая! Её можно отнести к «голове».
«…Бывшему семинаристу Авдию Каллистратову предложили освободить её (квартиру) как лицу, не имеющему никакого отношения (!) к церкви» (стр. 39).
Ложь!
«Голову» колдовства можно дополнить именованиями чабанов и загонщиков сайгаков «человекобогами» и «богами» (стр.11, 28).
Здесь же надо указать на вопиющую, кощунственную ложь в отношении православной церкви:
«Преданный церковью анафеме (!!!). он (Авдий) был выгоден для наглядной антирелигиозной пропаганды» (стр. 35).
Прекрасно знал Айтматов, что такое анафема! Прекрасно знал!
При опубликовании моего текста в любом информационном источнике колдовство этой книги уничтожается.
Хочу сказать ещё кое-что. Отвратительные слова о церкви и её отношении к «новому», усиленные немыслимо колдовством, губительно повлияли на ряд поколений, в первую очередь - на моё поколение выпуска 1987 года. Слава Богу, если как-то покрестились, - но не встретишь почти моих сверстников среди верующих христиан!
Задушил гадину! Не поздно ли?
А. Михаил. 2 ноября 2025 года.
Свидетельство о публикации №226012802028