Модели государства в Новое время

Англо-саксонская модель государства формировалась в рамках капиталистического развития Англии, начиная с правления династии Тюдоров, и окончательно данная модель оформилась к XIX веку.

Данная модель государства представляет собой формирование такой формы государственного устройства, где точками опоры являются: Королевский Дом, парламент и местное самоуправление (окончательно сформируется в XIXв.). Кроме того в рамках модели будет существовать государственные структуры в частности кабинет министров, которые будут связующими структурами в представленной системе.   

На протяжении XVII-XVIII вв. в Англии (с 1707 года Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии) противоречия возникали в ходе: гражданской войны в Англии середины 1641-1649гг., реставрации Стюартов 1660-1688гг., в ходе правления Вильгельма III Оранского и Марии II Стюарт, а также в Георгианской Англии (по именам первых правителей Великобритании из династии Ганноверов).

Большую роль сыграла именно гражданская война 1640-1649гг., по итогам которой в Англии началось образование современного государства обладающей признаками суверенности, светскости и бессословности. По итогам войны парламент потерял свой авторитет, а монархия его приобрела. В это же время появляется зачатки местного самоуправления.

В 1689 и 1701 гг. последовательно после свержения Короля Якова II выходят законодательные документы, которые способствуют укреплению двуцентровой модели государства – Билль о правах и Акт о престолонаследии соответственно. Первый документ отнимал у короля право сбора налогов без согласия парламента, приостанавливать или менять законы без согласия парламента, а также создавать армию в мирное время. Акт 1701 года утверждал независимость судей от королевской власти и возможность их смещения, как королем, так и парламентом. Кроме того, без разрешения парламента монарх не мог покинуть страну, а также помиловать лиц, против которых идет процесс импичмента (отрешение от должности). Членами палаты общин не могли стать люди, которые получали жалование от короны.

После 1707 года – объединение Англии и Шотландии в Великобританию – появляются общие государственные институты (единый парламент, единое экономическое, военное пространство). С началом Георгианской эпохи в английской истории в 1716 году издается закон о семилетии, который позволяет парламенту одного созыва работать в течение семи лет. В 1721 году создается кабинет министров, который возглавляет премьер-министр и который является связующим звеном между парламентом и короной. В этом же время активизируется местное самоуправление, которое представлено Советами графств и нотаблями, полномочия которых начинают расширяться.

Лишь в Викторианскую эпоху английской истории трех-центровая модель государства окончательно обретает свой вид. В качестве исполнительной власти – монарх и кабинет министров во главе с премьером; в качестве законодательной – парламент; местные органы власти – советы графств и нотабли.

Для большего укрепления модели государство не стало вводить всеобщего избирательного права, к этому требуется готовить население. В 1867 и 1884 гг. соответственно выходят билли, которые расширяют избирательные права населения постепенно. Больше всего данные права требовались для рабочих, которые были заинтересованы в лучшем будущем для себя и своих детей, в образовании здравоохранении и т.д. Рабочие для этого начинают интересоваться политикой и с течением времени (в связи с потребностями населения) государство дает им избирательные права. В основном импульс к этому был дан чартистским движением, которые требовали всеобщего избирательного права для мужчин и т.д. Это было в 1830-40-хх гг. В это же время в парламенте складываются основные две партии: либералы и консерваторы – виги и тори. В последствии, когда в начале XXв. рабочие создадут свою партию лейбористов, она разбавит двухпартийную систему, которая в то время, уже потребует изменений.   

Другой важной составляющей является появление независимой судебной системы. В заседании палаты лордов участвовали лорды-судьи, которые фактически и составляли верховный суд в стране. Таким образом, внутри сложившейся англо-саксонской модели являются перемычки, которые позволяют системе действовать эффективно и без перебоев.

Схожей государственной моделью является американский вариант англо-саксонской модели. В американском варианте существует также 3-х центровая система, но в отличие от англо-саксонского варианта она развивалась в обратной очередности.

Изначально в американской модели сформировались органы местного самоуправления в виде общин. В данной системе были две основные выборные должности – шериф и мэр. Эти должности выбирались из наиболее деловых и одаренных членов общин. Сами по себе общины были ранее основаны короной, частными лицами или же компаниями. Губернатор в этих общин содержался за счет горожан, а ассамблеи, которые были органами местного самоуправления, также являлись выборными.

Существование фронтира – постоянно перемещающейся и подвижной границы на западе является одним из факторов развития первого элемента американской модели. На запад люди уходили в поисках лучшей доли, и там, также как и в колониях все основывалось на общинном начале. Там все происходило также, как и в общине – выборы шерифа и мэра из членов местного населения, содержащиеся за счет граждан. На этой основе появляются штаты, которые не имеют возможности вести самостоятельную внешнюю политику, приближаться к сецессии. При этом каждый штат, что интересно, может иметь свой парламент, конституцию, официальную символику (флаг и герб или эмблему), а также штаты имели право выпускать ценные бумаги, освобождать человека, который был осужден в другом штате. Однако, для того чтобы штаты были более менее едины в своем отношении, то законы штата не должны были противоречить федеральному законодательству. 

Другим важным фактором является существование конгресса – законодательной власти. При этом полномочия Конгресса достаточно широки: конгресс имеет право объявлять войну и заключать мир, право собирать налоги с населения, преодолевать вето президента. При этом интересно то, что Президент, а данный государственный пост появился только в 1789 году, который занял Дж. Вашингтон, не мог распустить самолично распустить конгресс, тогда как в Европе правители могли распустить парламент.

Кроме того последней в 3-х центровой системе сформировалась исполнительная власть. В отличие от Великобритании в США (или САСШ, как государство называлось до революции 1917 года в России) отсутствовал пост премьер-министра. Выборы президента представляют интересную систему, при которой отсутствует прямое голосование населения, а выборы происходят посредством коллегией выборщиков от штатов. При этом Президент ограничен во времени пребывания во власти (два срока по 4 года). Данная незыблемая традиция продолжалась до конца президентства Франклина Рузвельта, который был у власти 3 срока. После этого была внесена поправка в конституцию, которая ограничивала пребывание президента в должности в течение 2-х сроков. 
         
Континентальная модель имеет целый ряд существенных особенностей, которые идут в разрез с уже представленными системами. Если проводить параллели с Францией, которая была давним конкурентом Великобритании, то схожей модели государства там найдено не будет. Главный центр силы во Франции – корона (монарх и королевский двор). Некоторые историки склонны видеть в сословно-представительных Генеральных Штатах схожие черты, что и у английского парламента. Однако, Генеральные Штаты во Франции прежде всего были совещательным органом и собирались они очень редко. Например, Генеральные штаты были созваны и распущены в 1614 году, в следующий раз они соберутся в 1789 году, накануне Великой Французской революции. Третьего центра власти – власти на местах – во Франции не было, однако французская корона была в постоянном контакте с существовавшими местными штатами, которые представляли местную администрацию, но не являлись органом самоуправления. Следовательно, хочется заметить, что концепция англо-саксонской модели не имеет схожих черт с континентальной моделью во Франции в XVII-XVIIIвв.

Однако в континентальной модели есть ряд существенных факторов, которые резко противопоставляют себя короне и стараются всеми возможными средствами противиться складыванию централизованной системы.

Первый фактор – гранды – высшая титулованная знать, которая имеет большие провинции, находящиеся в ее непосредственном ведении и контролем. На посты в провинциях гранды ставят своих родственников и доверенных лиц. Неоднократно поднимаемые восстания в период с 1614 по 1643 гг. (в это время сначала правит регентша при Людовике XIII королева Мария Медичи, но с 1617 самостоятельное правление короля) прямое свидетельство того, что гранды не хотят складыванию централизованной системы во главе с короной.

Другим фактором является чиновничество. Оно представлено французскими парламентами, которые в регионах (их насчитывалось около 12) занимаются судебными делами, ни коим образом не связанные с законодательными функциями, как в парламенте Великобритании. Возглавляет их Парижский парламент. Главная форма протеста парламентов – выход в отставку и перенос дел на другие сессии. Кроме того имели право на не регистрацию указа короля (если таковой отсутствовал во время заседания). В этой категории зарождается еще одна – офисье – чиновники, которые покупают себе должности.

Третьим сдерживающим фактором континентальной модели является галликанская церковь. Её главная особенность – фактическая независимость от власти Ватикана. Все высшие духовные чины назначались по указу короля, а Папа Римский лишь формально назначал его. Кроме того, вся иерархия была французской, т.е. в иерархии были представители младших ветвей титулованной знати.

Условиями формирования модели являлись: ментальность (патернализм – расчет на поддержку со стороны правящей элиты и государства, при этом тяга к земле, к провинциальной жизни), присутствие военной мощи в руках короны, денежная основа в виде прямого налога, который был установлен в 1440 году, а также внешний фактор в виде «габсбургского окружения» Франции. В начале XVII века династия Габсбургов была правящей в Священной Римской Империи германской нации и Королевстве Испания. В будущем в результате войны за испанское наследство (начало XVIII века) на трон Испании будет поставлен внук Людовика XIV – Филипп, Герцог Анжуйский, который и станет родоначальником ветви испанских Бурбонов, которая с перерывами является правящей в Испании вплоть до настоящего времени. Еще одно условие – локальный центр в виде гугенотской вольницы во главе с г. Ля-Рошель. Своеобразное государство в государстве. После 1610 года начинается фактически гражданская война, которая будет с переменами продолжаться до 1628 года, когда в результате восстания гугенотов, которым существенную помощь была обещана из Англии было подавлено правительственными войсками. В 1629 году после эдикта милости гугенотская вольница практически прекратила свое существование. 

В середине XVII века проявляет активность и фронда – антиправительственное движение, которое стремилось отстаивать сословные интересы. Заметим в скобках, что разные отечественные и зарубежные авторы выделяют несколько периодизаций фронды и точно установить ее невозможно, однако выделябют фронду принцев и чисто религиозную фронду в лице благочестивых. 

Новая опасность, которая появилась у французской монархии в XVII веке являлась финансовая олигархия, которая особо свое влияние приобрела при Людовике XIV. При помощи Николя Фуке французское государство сумело быстро подавить этот сектор силы.

В это же время Людовик XIV проводит определенное усиление королевской власти и связано это прежде всего с тем, что под Парижем происходит строительство Версальского дворца, который на протяжении последующих полутора столетий становится определенным магнитом для всего французского дворянства и грандов в частности (это так называемый политический проект Версаля). Теперь важную роль играют деловые качества монарха, который приближает одних дворян, отбирает титулы и землю и наоборот. Т.е. таким образом монархия также смогла нейтрализовать своего извечного противника в лице грандов. Кстати сказать, до этого времени королевский двор пребывал в Париже, который был насиженным местом для грандов. Здесь же существовал самый важный из всех французских парламентов (французские парламенты является исключительно судебными органами власти и не имели законодательной инициативы) – Парижский, который находился под большим влиянием местной титулованной знати. Отметим и последнее в этой идее: грандов удалось именно купить, но ни в коем случае не устранить окончательно, на это было потрачено большое количество средств из казны и поэтому в правление Людовика XIV, не смотря на определенные успехи, наблюдался дефицит государственного бюджета.

Новой попыткой и можно сказать окончательной для французской монархии занять главенствующее место на политической арене Франции было суждено выпасть на долю Людовика XV, правнука Людовика XIV. Он взошел на престол формально в 1715 году, но фактическое правление монарха начинается в 1723 году, когда Людовик XV становится совершеннолетним по меркам Франции. Его жизнь и политическая карьера – становление государственного деятеля. Ближе к концу своей жизни ему удалось улучшить экономическое положение страны, политики и судебной отрасли. Более чем на 2/3 сократилось число магистратур, а дефицит бюджета сокращен на ;. Действительно его смерть, последовавшая от оспы 10 мая 1774 года не позволила завершить реформы и окончательно укрепить государственную власть и подчинить все центробежные силы королевства.

Именно так развивались три системы управления: англо-саксонская, ее американский вариант, а также континентальная. Оценивая данную теорию существования моделей государства нам представляется вполне вероятным, если не точно существующей. Эта теория показывает все плюсы и минусы существующих, почти догматических, представлений о государственной структуре и др. аспектах существования данных систем. Теория позволяет более углубленно понять всю систему функционирования Англии, США и Франции в Новое время. Минусов в данной идее найти практически невозможно, т.к. теория пронизана определенной логикой и действительно представляется как достаточно реальная. Остается лишь надеяться на то, что ученые мужи к ней обратятся с должным вниманием и оценкой. 


Рецензии