Было всё и плаха, и награда
…Это было как лирическое отступление. Фёдор Фёдорович во всем любит порядок и последовательность. А потому, «начав с начала», он рассказал, что родился на Украине. Отчеканились в памяти тридцатые годы.
В 33-м был сильный голод. «Отец умер у меня на глазах». Люди валялись на дорогах, беспомощные, умирали. Были случаи, когда люди ели людей.
В 1934 знакомые помогли выехать. Крадучись, выбрались из кошмара. Мать, Фёдор и сестра-инвалидка добрались до Куберле. И тут начались скитания: ютились в сараях, погребах, бараках. Можно сказать, что вырос в колхозе. В 1938 году удалось построить маленькую хатку. Это была большая радость! Только недолгая. Начавшаяся война перепутала все мечты и планы. В мае 1943 Фёдору исполнилось семнадцать лет. Накануне дня рождения пришла повестка на фронт.
Сколько дорог прошагать пришлось! Был и пулеметчиком в пехоте, в зенитной артиллерии. Позже—ходил в разведку, служил курьером в секретной части. Дошёл до берегов Балтики. Там война для Фёдора Вербицкого и закончилась. А служба продолжалась до 1950 года на островах Каспия.
Фёдор Фёдорович вспоминает, что и боевая, и трудовая биографии начались у него под Сталинградом. Сначала на фронте служили вместе с нашими земляками—двумя Василиями—Сацким и Ларионенко. Позже, после расформирования, встречаться не доводилось.
После победы, отслужив положенный срок, Фёдор вернулся в свою маленькую хатку, где жила мать-старушка. Здесь царила нищета. Размышлять долго не пришлось, надо было начинать жизнь заново. Пошёл работать на завод электриком – пригодился армейский навык.
Вскоре женился, и надо было строить жилье: маленькая хатка стала тесной. Денег не хватало. Пришлось оставить завод и уехать на строительство Волго-Донского канала. Там Фёдор стал машинистом шагающего экскаватора. Когда стройка в 1954 году закрылась, вернулся в Куберле. Самой привлекательной оказалась работа на железной дороге: здесь были чёткость, дисциплина, порядок.
Эпопея снова началась от Сталинграда. Тогда это было Котельниковское отделение. Здесь начиналась электрификация нынешнего Южного региона. Все тяжести легли на плечи рабочих. Копали ямы, рыли траншеи, устанавливали столбы, прокладывали кабель – всё вручную! Вместе с товарищами Фёдор Фёдорович строил электростанции, устанавливал и монтировал оборудование. Потом довелось и эксплуатировать его.
Когда бригады перешли с Котельниковского отделения в Сальское, работы прибавилось: теперь включались и все промежуточные станции. Чуть позже выехал в Ростов: там тоже началась электрификация.
Можно сказать, что там, где ступала нога Фёдора Фёдоровича, зажигались электрические лампочки, даря людям свет и радость. После трагической гибели жены пришлось возвращаться в Куберле. И тут профессия электромонтера пришлась очень кстати: столбы с проводами зашагали по хуторам.
– Старожилы меня все знают, – говорит Фёдор Фёдорович, – ведь я в каждой хате побывал, всем хотелось хотя бы одну лампочку вкрутить и зажечь. Да и друзья должны помнить: Николай Ткач, Юлия Лисицкая, Виктор Воронко.
…Куда приходило электричество, там в скором времени появлялась и вода. Вербицкому довелось участвовать и в водоснабжении. Вот тут и сражаться приходилось, как в бою отстаивать свою точку зрения.
…Как-то с профсоюзными работниками увидели: сталевары в литейном цехе одного из заводов пьют техническую воду. А она должна быть чистой и подсоленной! Стали разбираться и выяснили: вода на водокачке забиралась не из Дона, а из грязного Темерника! Мириться с этим—смерти подобно. Надо было искать выход, и он был найден. Протянули две нитки водопровода до середины Дона – пошла в город чистая вода.
– И сейчас в нашем посёлке нужно очищать воду – она очень жёсткая.
Фёдор Фёдорович привык заботиться о людях, когда занимался профсоюзной деятельностью. По его словам, не раз приходилось класть голову на плаху, отстаивая права рабочих. Зачастую и рацпредложения появлялись, когда надо было сделать удобным и безопасным рабочее место.
– Как-то приезжаю на Сулин, а там рубильники прямого включения. Это же вчерашний день! Пора переходить на автоматику! И на стол – рацпредложение.
В больших пухлых папках хранится сегодня урожай Вербицкого. Фронтовые и трудовые медали, дипломы, почётные грамоты. Отдельно – 24 удостоверения рацпредложений, направленных на удешевление материалов, облегчение и безопасность труда.
Ветерану есть что вспомнить. И хочется поделиться воспоминаниями с друзьями…
Свидетельство о публикации №226012901724