Фронтовик - танкист Ирина Левченко. Глава 3

Фото - генерал - лейтенант Козлов Д.Т.

Глава. 3                Битва за Крым.


Талант признают только тогда, когда он шагает по трупам, и нужны тысячи снарядов, чтобы пробить себе брешь в Фортуне.

Гюстав Флобер (1821–1880 годы) — французский романист.
 

В рамках традиционной версии совершенно не понятно, как Крымский фронт не оказался разбит за полтора месяца до рокового мая 1942 г.

Почему-то тогда советские войска вполне успешно отразили удар свежей, только, что прибывшей в Крым из Франции 22-й танковой дивизии немцев.

Немецкой дивизии уже тогда ставились решительные задачи - отрезать главные силы «Крымского фронта» ударом к берегу Азовского моря. Фашисты атаковали советские боевые порядки с марша.

Закончился немецкий контрудар полным провалом и требованиями разобраться в нём лично от Гитлера.

Несмотря на первоначальный успех, массированная танковая атака (около 120 танков единовременно - впервые в Крыму) заставила советскую пехоту оставить позиции, далее события стали развиваться по крайне неприятному для немцев сценарию.

Пересекавший полосу наступления дивизии ручей, который считался немцами преодолимым, оказался эскарпирован и превращён советскими саперами в противотанковый ров.

Сгрудившиеся у ручья немецкие танки попали под ураганный огонь советской артиллерии. В этот момент появились советские танки.

Надо сказать, что после недели тяжёлого и малоудачного наступления танковые войска 51-й армии находились не в лучшем состоянии.

Они были представлены 55-й танковой бригадой полковника М. Д. Синенко и сводным танковым батальоном из боевых машин 39-й, 40-й танковых бригад и 229-й отдельной танковой бригады (8 КВ и 6 Т-60 на 19 марта).

К 5.00 часам 20 марта в 55-й бригаде насчитывалось в строю 23 «Т-26» пушечных, 12 огнемётных «ХТ-133». Это, казалось бы, мизерное количество бронетехники окончательно переломило ход боя в пользу советских войск.

КВ расстреливали немецкие танки, более лёгкие машины расправлялись с пехотой. Как отмечалось в отчете бригады по итогам боев, «особенно эффективно действовали огнемётные танки, уничтожая своим огнем бегущую назад пехоту противника.

22-я танковая дивизия была обращена в бегство, оставив на поле боя 34 танка всех типов, частью исправных. Людские потери немцев составили более 1 100 человек.

Боевые части РККА, естественно, имели вторые и третьи эшелоны, но никто их не выстраивал на единой, взаимно согласованной между армиями линии обороны.

Советский писатель Всеволод Абрамов в своей книге пишет: «6 мая начальник штаба фронта Вечный П. П. обратился в Военный совет фронта (Странно: а почему в той сложной обстановке не прямо и непосредственно к Козлову Д. Т.?) с предложением о выводе в резерв 47-го армейского полевого управления с подчинением ему войск 151-го укреплённого района, дивизий и частей фронтового подчинения.

Причём части и соединения, входящие в состав управлению 47-й армии и державшие оборону на переднем крае, как видно из предложений, планировалось оставить на своих местах и передать 51-й армии.

Таким образом, Вечный П. П. для укрепления обороны предлагал создать второй эшелон фронта. Это было правильное, хотя и очень запоздалое решение.

Главной причиной неудачи солдат Вермахта стала неготовность свежего соединения к условиям войны в Крыму. Её особенности в докладе верховному главнокомандованию сухопутных сил по горячим следам событий Манштейн обрисовал яркими красками:

«Большой расход артиллерийских боеприпасов, постоянные атаки очень крупных сил авиации, применение установок залпового огня и большое число танков (среди них много тяжелейших) превращают бои в сражение техники, ничем не уступающее сражениям Мировой войны».

Как известно, к началу решающего сражения за Керченский полуостров «Крымский фронт» с частью сил Черноморского флота и Азовской флотилии насчитывал 249 800 человек.

В свою очередь 11-я армия Вермахта на 02 мая 1942 г. в своих рядах насчитывала 232 549 (243 760 на 11 мая) военнослужащих в армейских частях и соединениях, 24 (25) 000 человек персонала Люфтваффе, 2 000 человек из Кригсмарине и 94 600 румынских солдат и офицеров.

В сумме это давало свыше 350 000 человек общей численности армии Манштейна. Помимо этого ей подчинялись несколько тысяч человек персонала имперских железных дорог, СД, организации Тодта в Крыму и 9 300 тысячи коллаборационистов, обозначенных в немецком донесении как «татары».

В любом случае о численном превосходстве Крымского фронта над нацеленными на него войсками Манштейна не было и речи. Усиление шло по всем направлениям.

11-й немецкой армии передавался VIII-й авиакорпус, специально подготовленный для взаимодействия с сухопутными войсками авиасоединением Люфтваффе.

В начале мая 1942 г. в Крым прибыли 460 самолетов, включая группу новейших штурмовиков «Хеншель-129».

Германское командование усилило бронетехнику в Крыму качественно. 22-я танковая дивизия получила 12 новейших «Pz.IV» c 75-мм длинноствольным орудием, 20 Pz.III c 50-мм длинноствольным орудием и САУ «Мардер» с 76,2-мм орудием в противотанковый дивизион, 190-й дивизион штурмовых орудий получил 6 САУ с 75-мм длинноствольным орудием.

Однако началось немецкое наступление утром 8 мая 1942 г. не с танкового удара. Оно вообще оказалось нетипичным. От артиллерийской и авиационной подготовки атаки немцы отказались.

Пехота атаковала после огневого удара реактивных минометов, в том числе с зажигательной боевой частью. С моря последовала атака штурмовых лодок в обход приморского фланга советских позиций.

Именно штурмовых саперных лодок, применявшихся для форсирования рек и наведения понтонных мостов.

Никакого противодействия этой высадке со стороны малых кораблей Черноморского флота оказано не было, но обвинят в неудаче Мехлиса.

Только после начала наступления пехоты открыла огонь артиллерия, и начались атаки авиации.

Как позднее отмечалось в отчёте 11-й армии Вермахта о прорыве Парпачских позиций, «по словам пленных, телефонная сеть противника была повреждена настолько сильно, что у русского командования возникла сумятица».

Потеря связи ввиду массированных артиллерийских ударов была типичным явлением. Тем не менее танки 44-й армии были введены в бой согласно плану. Однако противодействие наступающих оказалось сильнее ожидаемого.

Продолжение следует …


Рецензии