10. 1. Стайки переходят в православие
Но ситуация изменилась в первой половине 1830-х годов после Польского восстания.
В 1831 году по устному повелению Николая Первого был создан "Комитет по делам возвращенных от Польши губерний" (или Комитет Западных губерний, или Западный комитет), задачей которого было рассмотрение мер, которые могли бы «сравнять западные губернии во всех отношениях с внутренними великороссийскими губерниями и ввести в них порядки великороссийских губерний», и пресечь революционное влияние Польши.
Одной из таких мер было усиление позиций православия.
Участники восстания, в большинстве принадлежавшие к польской шляхте, были католиками. Крестьяне - как правило, униатами. Была поставлена задача способствовать переходу крестьян из унии в православие. Предполагалось, что в этом случае крестьяне будут намного лучше относиться к русскому правительству общей с ними веры, чем к своим помещикам, религиозные различия с которыми усилятся.
В Журнале Особого Комитета по делам возвращенных от Польши губерний от 10 и 18 ноября 1831 года (379/3/1320/2) отмечалось, что православные крестьяне доносили властям на своих помещиков-католиков, если считали, что те сочувствуют мятежникам. Таким образом, переход крестьян в православие рассматривался как одно из средств предотвращения дальнейших выступлений польских мятежников.
Для того, чтобы способствовать переходу крестьян в православие, было предложено следующее:
Во-первых, нужно было "заботиться о благолепии православных церквей", потому что "народ в основном увлекается наружностью".
Для этого предполагалось строительство за казенный счет каменных церквей в тех казенных имениях, где имелись православные приходы; предполагалось также выделять средства для починки и постройки деревянных православных церквей.
Во-вторых, нужно было обратить внимание на духовенство, которое "по бедности и недостатку образования находится в положении самом уничижительном и едва ли способно ныне содействовать с желаемым успехом к утверждению прихожан в православии и преданности престолу".
Ну и, разумеется, надо было всячески поощрять крестьян к переходу в православие. Причем если по отношению к помещичьим крестьянам это сделать не так-то легко, то по отношению к "казенным поселянам" найти меры воздействия намного легче.
В соответствии с такими рекомендациями Западного Комитета Министерство Финансов направило Казенным Палатам западных губерний предписание сообщать о том, в каких селениях имеются или будут образованы православные (в документах того времени чаще пишут "греко-российские") приходы, надо ли в тех селениях строить церкви или достаточно исправить существующие.
Получив это предписание, Витебская Казенная Палата вместе с представителем духовенства проинспектировала церкви в казенных имениях и 3 июня 1832 года направила в Министерство финансов ведомость об их количестве и состоянии (379/3/1320/59)
Судя по этой ведомости, в казенных селениях Невельского уезда было всего две православные церкви: в селе Трехалево во имя Св.Архистратига Михаила и в селе Машенах (возможно, я неверно разобрала название) во имя Вознесения Господня.
Но в другом архивном деле (379/3/1404/1) приводятся другие сведения о православных церквях. Их в казенных селениях Витебской губернии оказалось всего пять, из них две в Себежском уезде и три в Невельском:
1) в погосте Гультяях Иоанно-Предтеченская
2) в селе Иваново Иоанно-Предтеченская
3) в селе Болодзино Преображенская
Причем эта ведомость составлена 21 октября 1832 года, то есть примерно в то же время, что и первая.
Возможно, в причинах таких расхождений смогут разобраться знатоки религиозной жизни Невельского уезда.
Количество православных церквей (точнее, православных приходов) требовалось срочно увеличить, а для этого всячески стимулировать переход крестьян из унии в православие.
6 декабря 1833 года Обер-прокурор Синода Нечаев пишет Министру Финансов о том, что государь император сообщил "об учинении секретного предписания как местному казенному управлению, так и вообще вице-губернаторам западных губерний, дабы они всеми зависящими от них мерами способствовали епархиальному начальству, не теряя никогда из вида, что таковое приумножение членов господствующего исповедания и в государственном отношении обещает важную пользу, почему самим правительством приемлется благоволительно" (379/3/1520/2)
И Министр Финансов дает соответствующее указание Витебскому Вице-губернатору: "без всякой о том огласки и со всею осторожностью и благоразумием усерднейше содействовать в потребных случаях местному епархиальному начальству всеми зависящими от Вас мерами к отвращению встречаемых затруднений в присоединении казенных Витебской губернии поселян из унии к православию, что и возлагаю на собственное Ваше попечение и ответственность" (379/3/1520/3)
Витебский Вице-губернатор 24 декабря 1833 года сообщает Министру Финансов, что работа в данном направлении активно ведется:
"Ныне опять возобновлено мною поручение асессорам Казенной Палаты, коим вменено в обязанность при нахождении по делам службы в казенных имениях усерднейше содействовать к обращению из унии к православной церкви казенных крестьян с тем, чтобы они исподволь вразумляли их сколько возможность позволяет в чистоте и святости православного исповедания, поступая в сем случае осторожно и без торопливости."
При этом Вице-губернатор прилагает список казенных имений, крестьяне которых уже перешли в православие. В частности, 24 августа 1833 года к православию присоединились крестьяне Городецких Стаек, а 1 ноября - имения Крашуты, расположенного недалеко от наших Стаек.
Трудность заключалась в том, что и арендаторы, и администраторы казенных имений - местные дворяне - были, как правило, католиками, поэтому нужно было следить, чтобы они не препятствовали переходу крестьян в православие.
8 марта 1834 года Обер-прокурор Синода пишет Министру Финансов:
"Не изволите ли признать нужным и возможным учинить зависящее от Вас распоряжение, чтобы в имениях, в казенное управление поступающих, где крестьяне суть из числа обратившихся в православие униат или католиков, не были определяемы администраторы сих исповеданий, для предупреждения всяких могущих произойти от того беспорядков и несогласия." (379/3/1520/20)
Министр Финансов немедленно "учинил распоряжение":
"Предписываю всем вице-губернаторам возвращенных от Польши губерний, по сношению с г.начальниками сих губерний, но безо всякой впрочем огласки, вообще наблюдать, чтобы во всех поступивших и впредь поступить имеющих в казенное ведомство имениях, где крестьяне суть из числа обратившихся в православие униатов или католиков, не были определены администраторами или управителями лица сих исповеданий, а назначались бы преимущественно таковые из благонадежных людей, исповедывающих православную Греко-Российскую веру, поколику сие, судя по местным обстоятельствам, возможно; если же по необходимости в которое-либо из таковых имений избраны будут администраторы или управители из католиков или униатов, то неослабно наблюдать, чтобы они не совращали крестьян паки в унию или католицизм." (379/3/1520/22)
Ну и тут уже начинается нечто вроде социалистического соревнования - где окажется выше процент православных крестьян.
7 августа 1834 года Витебский Вице-губернатор направляет в Департамент Госимуществ сведения о числе м.п.душ в казенных имениях и их вероисповедании.
По Невельскому уезду данные такие:
Иваново:
православных 921
католиков 10
униат 0
раскольников 119
сектантов 5 (беспоповцы)
Войтовство Истецкое:
православных 1917
католиков нет
униат 2
раскольников и сектантов нет
1-я и 2-я части Жабинские
православных 208
католиков, униат, раскольников и сектантов нет
Стайки
православных нет
католиков 2
униат 535
раскольников и сектантов нет
Сокольники
православных 324
католиков 3
униат 4
раскольников 32
Как отмечает Вице-губернатор, число душ указано где-то по ревизии 1816 года, а где-то по наличному числу. В Стайках, видимо, указано количество по наличному числу, хотя я в точности числа сомневаюсь - слишком большой рост по сравнению с 1820 годом.
Стайки оказались отстающими: в других казенных имениях крестьяне уже перешли в православие, а в Стайках еще нет.
Витебский Вице-губернатор сообщает, что для содействия в обращении крестьян в православие он отправляет в имения "испытанного в ревности к Греко-Российской церкви Советника Казенной Палаты Городецкого" (39/3/1520/46)
То ли советник Городецкий подействовал, то ли крестьянские старшины поняли, что не будет им покоя от Казенной Палаты, но только и стаецкие крестьяне в конце концов 15 сентября 1835 года присоединились к православию, о чем архиепископ Полоцкий Смарагд сообщил победным рапортом в Святейший Синод.
Этот рапорт я уже приводила в своей теме на форуме ВГД, здесь тоже приведу, но в приложении.
Архиепископ Смарагд указывает количество крестьян, перешедших в православие: 461 м.п. и 442 ж.п. душ, что немного меньше числа крестьян имения Стайки по данным 1820 года и намного меньше числа м.п.душ, указанного в ведомости за 1834 год. То ли к православию присоединились не все крестьяне, то ли (и скорее всего) некоторые крестьяне имения были прихожанами другой церкви: деревни Горы, Межуево, Бегуново относились, видимо, к Туричинской церкви.
Значит, стаецкие крестьяне стали православными, и Стаецкая Покровская униатская церковь поступила в ведение православного духовенства.
В архивах нашлись также сведения, касающиеся материального обеспечения причта стаецкой церкви.
В сентябре 1836 года на заседании Святейшего Синода было заслушано сообщение Министра Внутренних дел о том, что "на основании Высочайшего повеления 30 декабря 1824 года и Высочайше утвержденного 13 марта 1826 года доклада, назначено производить от казны на содержание Грекоуниатским священникам в поиезуитских имениях Стайки и Улазовичи в губернии Витебской, первому 500 рублей а последнему 50 рублей ассигнациями в год", и за 1836 год эти деньги включены в смету расходов по Ведомству Департамента Духовных Дел Иностранных вероисповеданий, но теперь, раз церкви стали православными, надо бы эти суммы включить в смету Святейшего Синода.
И тут оказалось, что о поступлении Улазовичской церкви в ведение православного духовенства в Синоде известно, а о Стаецкой - нет, видимо, рапорт Смарагда каким-то образом затерялся в синодальных бумагах.
Но после запроса из Синода Смарагд напомнил о своем прошлогоднем рапорте, а также сообщил, что православный причт стаецкой церкви, "как за прошедший 1835, так за нынешний 1836 годы, пользуется от казны 500 рублевым окладом, каковой еще в 1826 году положено от Правительства производить Грекоуниатским священникам оного поиезуитского имения Стаек."
(796/116/784/5)
Полностью выписку из протокола заседания Синода и второй рапорт Смарагда я привожу в приложении.
А дальше, как я понимаю, источник выплаты содержания причту стаецкой церкви опять поменялся.
По предписанию Святейшего Синода от 14 августа 1836 года на содержание священника стаецкой церкви выплачивалось 142 руб.85 коп. серебром из сумм, назначенных на содержание штатных соборов и церквей. (сумма 142 руб. 85 коп. серебром как раз соответствует 500 руб. ассигнациями; курс менялся, но составлял более трех рублей ассигнациями за серебряный рубль)
По штатному расписанию, утвержденному Синодом 30 августа 1842 года на основании Высочайшего указа 4 апреля того же года, "Стаецкая церковь введена в штат сельских церквей, с назначением оклада содержания по 236 руб. в год из суммы 415 тыс. руб. серебром, Высочайше определенной на содержание сельского духовенства в Западных епархиях, с прекращением производившегося упомянутого содержания священнику оной по 142 руб. 85 коп. серебром в год", и "о том сделаны надлежащие распоряжения 31 августа" (796/123/1305)
Высочайший указ от 4 апреля 1842 года обнаружился в Сенатских ведомостях №41 за этот год, там приводится "штатное расписание" церквей в западных епархиях, в том числе в Полоцкой.
Судя по сумме в 236 рублей, стаецкая церковь отнесена к пятому классу, по штату ей положен священник с окладом 140 рублей (серебром), дьячок с окладом 40 рублей, пономарь с окладом 32 рубля и просвирня (просфорня) с окладом 24 рубля.
К пятому классу относились церкви с количеством прихожан 400-700 мужеска пола душ.
"Высочайшего повеления 30 декабря 1824 года", и "Высочайше утвержденного доклада 13 марта 1826 года" я пока не нашла, но, возможно, еще найду.
Что касается самих сумм, назначенных на содержание причта, то они весьма значительны. Доходность Стаек оценивалась примерно в 5 тысяч рублей (ассигнациями) в год, следовательно, священник получал 1/10 годового дохода имения. Ну а в 1842 году сумма была увеличена более чем в 1,5 раза.
Кроме того, церковный причт владел церковной землей, которую, как явствует из более поздних документов, должны были бесплатно обрабатывать прихожане, то есть стаецкие крестьяне.
Впрочем, материальное положение стаецкого духовенства я не берусь анализировать, интереснее было бы узнать, кто был стаецким священником.
В документе о назначении выплат называется фамилия Ружниго: "как дальнейшее производство священнику Стаецкой церкви Ружниго содержания в количестве 142 руб. 85 коп. серебром по случаю назначения тому причту определенного особым штатом окладного жалования уже прекращено..." (796/12/1305)
Но кроме фамилии, о первом стаецком православном священнике ничего не известно.
Честно говоря, я и в фамилии-то сомневаюсь - вдруг неверно разобрала рукописный текст?
С 1844 (как минимум, а может, и раньше) по 1852 год священником стаецкой церкви был Яков Страшновский. Это имя известно из архивного дела "по иску наследников священника Страшновского" (1347/73/399). Именно в этом деле шла речь о том, что стаецкие крестьяне должны были бесплатно обрабатывать принадлежащую священнику землю. Об этом деле я писала на форуме ВГД, здесь пересказывать не буду.
С 1852 года священником стаецкой церкви стал Петр Кудрявцев, затем до 1904 года приход "передавался по наследству", то есть там служили сыновья Петра Кудрявцева, о чем свидетельствуют метрические книги.
С 1904 до 1918 года священником был Евгений Слупский.
Подробные сведения о священниках можно было бы узнать из клировых ведомостей. Но, к сожалению, по Стаецкой Покровской церкви доступна только клировая ведомость за 1879 год.
О ней - в следующем посте. И хотя она относится к значительно более позднему времени, чем описываемые события, я решила все на данный момент известные мне сведения, относящиеся к церкви, собрать в одну главу.
Свидетельство о публикации №226012900411