Рукописи не горят

Рисунок архитектора Вильяма Эсти.
Уничтоженная по указу военного губернатора Воронцова,по кляузе градоначальника Казначеева, в 1833г.

Мечеть Сулеймана.
Биюк Джами ..

Причем именно к 1798г..мечеть осталась с одним минаретом, второй минарет был уничтожен чуть ранее.

А потом...
А потом просто ,,песня..
как будто из века в век, чинуши города..
повторяют одно и то же.

Это была самая УДИВИТЕЛЬНЕЙШАЯ из ВСЕХ крымских мечетей, самая обширнейшая и великолепнейшая

Ф. Дюбуа де Монпере в начале 1820х гг писал, что первоначально она являлась епископальной церковью генуэзцев, соборным храмом святой Агнессы, и была возведена в XIV в. где сам папа римский Клемент V, очень хотел открыть ,в нем постоянную кафедру.
Затем в 16 веке, при турках она была перестроена в мечеть, с добавлением по трем сторонам 11 малых куполов.
Русские же ре­шили переделать ее в православный храм, сняли свинцовое покрытие крыш куполов , продав свинец «с вы­годой неведомо для кого», и выделили на переделку 40 тыс. руб. ассигнациями, ушедшие...,,неведому кому,,
Большой внутренний свод был обрушен.
Громадный входной вестибюль / вход мечети был уничтожен. облицовка белого мрамора..разбита и уничтожена ..
Быстро разрушили большую часть малых куполов, так как на их месте планировалось разместить типовые портики с дорическими ко­лоннами. С этой целью «с большими издержками» в город привезли базы и барабаны колонн, но так как финансирование..неведомым образом ушло неизвестно куда..
Колонны так и не были поставлены, портики не были возведены , так как закончилось финансирование ...
Мечеть в итоге ,совсем не давно блеставшая своей красотой и великолепием ..фактически в один миг была превращена в полное состояние руин, к которому все причастные уже не знали с какой стороны подойти...

Но, рукописи, не горят,

Характеристику состояния османско-татарских памятников и необходимых на их реставрацию средств Э. Паскаль привел в своем рапорте № 8 в Академию наук от 30 августа 1821 г. «Доклад о мечети и банях в городе Феодосии», который был заслушан на заседании Конференции ПАН 3 ок­тября того же года.
«Бани. Во входном вестибюле свод полностью обрушился, фасадная стена осталась неповреж­денной; следовательно, необходимо восстановить этот свод в кирпиче, как он и был ранее; две ко­лонны, которые образовывали двойную арку, должны быть восстановлены с середины из тесаного камня для кладки, пол также должен быть выложен полностью заново плиткой из твердого камня;
центральный вход Бань нуждается в восстановлении, так как в нем не достает большое количество камней, все полы подлежат полному восстановлению. Своды комнат нуждаются в большом ремонте, ибо они полностью подверглись разрушению водой, которая туда проникала. Все купола снаружи были покрыты свинцом, но он был утрачен, и сейчас эти прекрасные купола полностью лишены кровли, следовательно, нужно было бы ее восстановить, либо из железа, либо — свинца, чтобы по­мешать еще большему разрушению; в укреплении нуждаются внутреняя часть фундамента церкви и первый большой свод, рама верхнего светового фонаря должна быть восстановлена из железа, как и на другом своде.
Этот памятник прекрасной постройки; его части очень изящны и соразмерны, следовательно, академия должна принять во внимание его сохранность; находясь в центре города и имея выгодное расположение, он, по крайней мере, будет оставлять идею великолепия подобных сооружений. Я оцениваю полный расход в сумме 10 тыс. руб., если купола покрывают железом, а если академия со­чтет своевременным покрыть их свинцом, сумма будет намного больше.
Заслуживает внимания и Мечеть, служащая в настоящее время Музеем древностей, найденных в Крыму. Этот памятник хорошо сохранился; купол был покрыт свинцом, но он был утрачен. Для железной кровли я оцени­ваю расходы в сумме максимум 800 рублей.

ВОСЕМЬСОТ.... РУБЛЕЙ!!!!
А теперь факты дальше .
НО
деньги то были выделены ...
.....смена власти в Новороссии привела к тому, что вновь назначенный новороссийский генерал-губернатор граф М. С. Воронцов предпочел по­тратить выделенные средства не на реставрацию средневековых памятников в Феодосии , а на проведение рас­копок античных некрополей и организацию специализированных археологических музеев древно­стей в Одессе (1825) и Керчи (1826) — в последнем же ПРЕДПИСЫВАЛОСЬ предписывалось хранить древности, найденные в Феодосии и ее окрестностях.
Ну и вот , что так видимо оберегают или бояться фанаты ,,непогрешимого образа..Казначееева..
и да..на Перовского это не свалить...тот мало того что должность занимал слишком короткий период.
Да и годы те и без него.....с 1816 по 1824гг..и особенно с 1825гг ...ой а кто там...градоначальником, точнее целый гражданским губернатором то КТО был?)))
До 1824г то все устремления были окончательно опозорить давно снятого градоначальника Броневского...
усилиями которого, и дотянули те Бани с мечетями до 1816г...и даже до 1830гг
Вернёмся в 1830ее.
В уничтожении турецких мечети и бань на Большой площади Ф. Дюбуа де Монпере и
Н. Н. Мурзакевич обвиняли «глубоко невежественного» таврического гражданского губернатора
А. И. Казначеева, который приложил руку ещё и к разрушению старой водопроводной системы — в 1831 г. со склонов горы Тепе-Оба по его указу было извлечено 2200 штук гончарных водопроводных труб, в 1833 г. — 6200 штук.
Не это ли стало причиной ..ухудшения ситуации с водой в городе???
Взор последнего «оскорбляли» еще сохранившиеся полуразрушенные та­тарские постройки — он решил очистить площадь, на которой проводились военные парады, от
руин главной мечети и бань.
Согласно Ф. Дюбуа де Монпере, гражданский губернатор Тавриды представил проект сноса М. С. Воронцову под предлогом того, что мечеть и баня якобы угрожали обрушением со всех сторон. Генерал-губернатор Новороссии, находившийся тогда в Сим­ферополе, поверил А. И. Казначееву на слово и отдал приказ снести оба здания, но население Фео­досии послало гонца к М. С. Воронцову с просьбой прекратить варварское разрушение, предлагая превратить бани в крытый базар; «Ваше превосходительство обманули, прочность бань такова, что выдержит любое испытание...». По эстафете был послан приказ М. С. Воронцова остановить снос, но было уже поздно — А. И. Казначеев, «не теряя ни минуты, собрал множество рабочих, и, несмотря на чрезвычайную прочность куполов и стен, сумел нанести такой ущерб зданию бань, что уже не могло быть и речи об их сохранении.... Теперь перед глазами расстилается огромная пу­стая площадь, вокруг которой теряются несколько незначительного вида домов... и это пустынное пространство существует здесь, чтобы печалить взор и свидетельствовать о невежестве в художе­ственной области г-на губернатора Казначеева».


Этот тот самый Казначеев, ,благодаря которому потом стал так знаменит, бедный армянский мальчик, Ованес Айвазян.
Ставший в последствии И.К.Айвазовским.

Но заслуги Казначеева и тут, слишком преувеличены.
Все что он сделал, это отправил ,юное дарование в Симферопольское училище.

Ни в какой Петербург он его не отправлял.
За время учебы в Симферополе...на юное дарование обратила внимание графиня Наталья Федоровна Нарышкина.
Именно ее протекция и хлопоты и привели к тому что будущий Айвазовский оказался в стенах Академии в Петербурге.

Это ее заслуга , а вовсе не Казначеева.

Но о Нарышкиной Айвазян никогда не вспоминал с благодарностью.
Мало вообще кто знает кто действительно принял участие в его судьбе.

Зато Казначееву в конце 1880х на базаре Айвазян поставил целый ,,фонтан,,.
Вот такой он был благодарный ,гений,


Рецензии