Новый костюм

-Завтра праздник. – Сказала бабушка. – В церковь пойдем.
-И мы тоже? – спросил Славик.
-И вы, детка, и вы, - ответила бабушка.
Дедушка оглядел нас критически.
-Позор! – заявил он. – Эти – он повел рукой в нашу сторону, - еще ничего, а Славка ходит, как охламон! Его из церкви выгонят.
-Это ж не музей, - сказала Улька, - Там никого не выгоняют. Там даже нищие в рубище.
-У меня есть городской костюм, - вспомнил Славик, вытирая об майку руку, испачканную вареньем.
-По сути то же рубище! – категорически сказал дед. – Надо ему что-то приличное найти.
-Найдем, найдем, - вздохнула бабушка.
И нашла в шкафу. Это был чудесный костюм. Как новый. Наверно Димка или Сашка из него очень быстро выросли. Голубые брюки, светлые полоски на кармашках, белый верх и пуговицы большие, яркие. Улька вызвалась погладить это чудо.
-Я прямо сейчас надену! – сказал Славик. – Мне нужно привыкнуть.
-Еще не хватало! – Улька была разумная, поскольку старшая. – Ты его до завтра так уделаешь, что он лишь на пугало годится.
-Пусть привыкает ходить аккуратно! – вмешался вошедший в комнату дед, - а то мне вчера даже Марья Петровна сказала, ах, какие у вас все внуки милые, только, вот, Славик вечно чумазый!
Спорить не стали. Славик переоделся, затаив на Марью Петровну обиду.
Достали белые носки и новые городские сандалии не ходить же в таком костюме босым. Из зеркала на Славку смотрел до такой степени ухоженный ребенок, что ему немедленно захотелось дразниться. Впрочем, он ограничился тем, что пригладил на макушке волосы и показал отражению кулак.
После завтрака Славик направился по своим делам. Он дошел до конца участка и залез на крышу сарая. Походил туда-сюда. Посмотрел на небо. Погода была прекрасная.
За сараем имелась обширная компостная куча. Прыгнуть через нее было рискованным мероприятием. Канализации на даче не было, и каждое утро дедушка вытягивал из туалета ведро, выкапывал в куче ямку и выливал туда содержимое. Ловкий Славка всегда перепрыгивал опасную часть, приземляясь в песок, насыпанный рядом.
-Славка! – закричали с улицы соседские мальчишки, - на пруд пойдешь?
-Пойду, пойду! – радостно откликнулся Славка и, разбежавшись по крыше, полетел вниз. Как получилось, что он попал именно в свежевырытую ямку, едва припорошенную слоем земли, объяснить и тогда никто не смог, а теперь и подавно, это никому не известно.
Безрадостно зашипев, едва отряхнув ноги, Славка бросился в кусты. Там он, морщась от отвращения, начал осматривать урон. Брюки до колена были измазаны, о сандалиях и носках говорить и вовсе не приходилось. Помимо неудобства и брезгливости Славик почувствовал позор сложившейся ситуации.  Сняв брюки, обувь и носки Славка завернул грязные вещи в лист лопуха и, маскируясь в складках местности, бросился к перелеску. Там, в тени березок была непересыхающая канавка.
Долго-долго Славка вымачивал штаны и носки, отмывал ноги, пока не избавился от грязи и запаха. Брюки запахли болотной водой и лягушками, носки перестали быть белыми, но стали чистыми. По крайней мере, Славка так решил, осмотрев одежду.
Свернув влажные вещи, мальчик направился к пруду. Ребята купались, грело солнце, одежда сохла. Рубашка еще не потеряла первозданной новизны, лишь слегка испачкалась в траве. Но этого вовсе никто бы не заметил.
Перед обедом, проскользнув мимо бабушки, Славка засел в беседке, и подозрительные брюки спрятались под столом. Мальчик чинно читал книгу, когда бабушка велела помогать накрывать на стол.
-Ой, ой, - сказал Славик. – Я сейчас, сейчас. Только до конца главы дочитаю.
Желающих помочь и без него оказалось достаточно. Пообедали. Бабушка стала собирать посуду. Дедушка пошел отдохнуть. Славик пролез под столом, шмыгнул под перила, юркнул за куст смородины и выбежал на улицу через заднюю калитку.
До ужина он переделал множество дел: помог Сашке мешать на костре гудрон для крыши, нарисовал с Димкой гуашью огромный танк на листе фанеры, накопал червей для рыбалки и даже смазал заднюю втулку своего велосипеда. Все его действия, словно строчки в дневнике, перечислялись на новом костюме разнообразными метками: смолой на коленке, краской на карманах, черноземом на рукаве и солидолом по всей рубашке.
Ужин прошел на той же веранде, при свете тусклой лампочки и никто не сделал Славику замечаний.
-Можно я велосипед попробую? – Спросил Славка, - я починил. Я недалеко, тут, вокруг дач и все.
-Чтобы через полчаса дома был! – строго сказал дедушка.
-Ага, ага, - закивал Славик. – Буду.
Он вывел за забор велик, подвернул штанину и покатил по дороге. Сумерки были еще светлыми, путь просматривался хорошо. Дорога пошла под горку. Впереди по узкой колее ехал одинокий велосипедист с девочкой на багажнике. Славка замечтался и слишком поздно начал тормозить.
-Дяденька! – закричал он, - дяденька! Эх, дяденька, - в последний раз вскрикнул он на выдохе и,  не рискуя врезаться в багажник с девочкой, повернул руль в сторону. Велосипед грохнулся под откос, Славка вылетел из седла и удачно приземлился в мягкую траву луга, ой, кажется слишком мягкую для травы. Потянув носом, он понял, во что вновь вляпался, и чуть было не расплакался. Дяденька уехал, ничего не заметив.
Всячески проклиная коров, их выпасы, лепешки, а заодно уж и все сельское хозяйство, столь богатое навозом, Славка вновь отправился к своей любимой канавке в перелеске. На этот раз он торопился. Хорошо отстирать рубашку не удалось.
-Очень странно, - сказала Улька, укладываясь. – Как-то пахнет. Мне кажется, что ты наступил в коровью лепешку!
-Сама наступила, - огрызнулся Славка. – Мы на природе, тут всегда удобрениями пахнет! А ноги я в бочке мыл.
-Спите, ребята! – сказала бабушка из соседней комнаты. – Завтра я вас рано разбужу.
Назавтра был праздник. Славик хорошо запомнил этот день. Едва он, одевшись, предстал перед бабушкой и дедушкой, как тут же они потребовали бутылку сердечных капель, потому что иначе не могли на него смотреть.
Помимо грязных разводов на костюме почему-то образовалось три дыры: на рукаве, на коленке и одна, даже не дыра, а подпалина на кармане.
-Ты что? В танке горел? – издевательски спрашивал дедушка.
-Ты заборы красил? – вторила ему бабушка.
-Ты навоз на огороды раскидывал? – не отставала от них вредная Улька.
Сашка и Димка из солидарности молчали, но было видно, что и они удивлены.
В церковь Славка пошел в городских штанах и футболке с надписью "Ну, погоди".
Костюм выстирали и зашили. Сначала Славка даже опасался его носить, но больше таких приключений с ним не происходило, хотя к осени одежда пришла в полную и окончательную негодность.
С сарая Славик после этого прыгал множество раз и всегда удачно.
2012 г.


Рецензии