Два дискурса об Иране
Итак.
Дискурс первый – массово-демократический.
Иран – отсталое государство, управляемое ультраклерикальными исламскими фанатиками. Они ненавидят Запад, ненавидят Израиль, и вовсю пытаются сделать атомную бомбу, на что не способны в силу технологической отсталости. Они угнетают женщин и вешают недовольных. Последние мирные протесты были жестоко подавлены с десятками тысяч жертв, но не все еще потеряно. Прогресиивная часть населения Ирана умоляет США и Израиль помочь им сбросить ненавистное иго и установить наконец порядок и процветание. Штаты не остаются глухи к мольбам угнетенных - они развернули вблизи от персидских берегов мощную армаду с авианосцами. Миротворец Трамп, которого злые норвежцы обошли с Нобелевской премией, не желает войны. Он лишь хочет, чтобы Иран остановил свою безумную программу атомной энергетики, а также выкинул на свалку истории никуда не годные ракеты. И возможно поставил во главе сына последнего шаха, который приведет наконец страну к процветанию. Согласится ли Иран с этими справедливыми и умеренными требованиями, или же ради блага иранского народа придется его заставить согласиться силой? - вот в чем вопрос.
Это примерно то, что заливают в уши западному обывателю, которому как водится совершенно безразлично что происходит за десять тысяч километров от родного Орегона. Однако, если попытаться копнуть чуть глубже взглядом, не имеющим особенного идеологического фильтра – если попытаться выяснить если не факты – факты часто урыты под такой горой лжи, что их не отроешь и экскаватором – но хотя бы альтернативные мнения – картина расцветает куда более интересными красками.
Дискурс второй – профессорско-кабинетный
Разговоры о том, что персы – это толпа религиозных отморозков – скорее всего городская легенда примерно того же рода, что истории о белых медведях, которые пожирают сибирских диссиденток в разгар первомайской демонстрации.
Иран не делает атомную бомбу не потому, что не может, но потому что не хочет. У персов накоплено несколько центнеров вещества, обогащенного до 60 процентов, и имеются работающие центрифуги. Это более прогрессивная технология, чем диффузия, которую по инерции используют Штаты. Центрифуги потребляют меньше энергии на килограмм продукта. Штаты не желают вкладываться, ибо старые заводики все же работают, хоть и не очень эффективно, а разработка и внедрение нового метода требует больших вложений. Бомбы же можно делать и с плутонием, который получается в реакторах и не требует разделения изотопов.
По-видимому, реальный срок, нужный персам до получения достаточного количества оружейного урана - пара недель. При желании, разумеется. Я слышал разговоры, что получив уран, нужно еще несколько лет для изготовления собственно изделия, но полагаю, что это заблуждение. В отличие от плутониевой бомбы, которую хорошо сделать действительно сложно (говорят, у северных корейцев первый блин не выдал нужного результата), урановый фугас прост как правда. Он прост настолько, что пинчес грингос, у которых не хватало в 45 году топлива на два заряда, успешно испытали устройство прямо над Хиросимой. Надо лишь выстрелить из пушки одним куском урана в другой. Для пробы можно сделать всю пушку на 38 изотопе, который совершенно идентичен нужному 35-му за исключением того, что не взрывается. Скорее всего, соответствующая артиллерия уже собрана и испытана. Если это действительно так, остается лишь отлить нужные болванки и прикрутить их в нужные места... Вопрос недель, а не лет.
Иран устами своего исламского лидера считает оружие массового поражения глубоко аморальным. Во время войны с Ираком Саддам применял против персов химию, в том числе нервно-паралитические газы. Число жертв в Иране, если верить Википедии, приближается к сотне тысяч человек среди военных и цивильных. Кто и как помогал Хуссейну с наборами юного химика , и помогали ли вообще – вопрос крайне темный, но что Иран не выдал сколько-нибудь симметричной ответки – это факт. Не могли, или не хотели? Или и то, и это ?
На уровне директивы от исламского руководства есть прямой запрет на разработку и применение атомной бомбы. Для того, чтобы ее изготовить, запрет надо обойти, либо отменить. В принципе, он может быть отменен, если не останется иного выхода, но официально это до сих пор не сделано. Насчет обойти сказать конечно трудно, но если ислам в Иране рулит по всем фронтам, малопонятно, как именно можно так извернуться.
У Ирана было соглашение со Штатами об ограничениях и контролях его атомной программы в обмен на частичное снятие санкций. Страна могла обогащать для нужд атомной энергетики и медицины. Иран также подписал договор о нераспространении ядерного оружия, и принимал на своей территории инспекторов МАГАТЭ. Штаты в одностроннем порядке расторгли договор, ввели санкции обратно, и в последнее время занимались тем, что гробили как могли иранскую экономику. Израиль неоднократно устраивал диверсии на атомных объектах Ирана, некотороые из них были успешными, в том числе кибератака, которая вывела на время центрифуги из строя. Моссад также иногда убивал иранских ядерщиков.
Сам Израиль договором о распространении никогда не утруждался. То, что атомных бомб у Тель-Авива есть – расхожее мнение всех, кто в теме, и руководство Израиля никогда не заявляло обратного, хотя официально и не признавало наличия изделий.
В ходе последних переговоров с американцами по поводу статуса иранской атомной программы в июне 25 года, в пятницу перед назначенным на воскресенье очередным туром, израильтяне внезапно аткаковали руководство Ирана, а также ракетные и радарные установки. Атака застала персов врасплох. Однако, через пару дней исламское правительство отошло от шока и начало посыпать Израиль ракетами. Куда именно попали – большой, большой секрет, но утверждают, что выбили нефтеперегонный заводик в Хайфе, порушили несколько зданий иститута Вайцмана, прилетело по авиабазам и т.п. Из Ирана летел в основном старый хлам, включая дроны и древнюю баллистику с разбросом в километр, но проблема в том, что и этот хлам тоже надо чем-то сбивать. Ракеты от комплексов ПВО, как и сами комплексы, стоят столько, что мама не горюй – на каждый древний персидский самокат их выпускают по две, и самое неприятное состоит в том, что определенный процент иранских ракет достаточно продвинуты для того, чтобы современное ПВО успешно протыкалось. Через десять дней бомбежки утомленный Израиль запросил у Штатов помощи.
Официально, если слушать Трампа, блестяще проведенная американцами акция убила иранский атом в зародыше. Неофициально, нет никаких доказателств того, что сколько-нибудь заметный вред был причинен основному месту для центрифуг. Они урыты на сотни метров под горой, и достать их чем-нибудь слабее атомной бомбы вряд ли возможно. Вся история героической прицельной бомбардировки и ответной атаки Ирана на пустую базу в Катаре за версту пахнет любительским театром. Скорее всего, распорядок действий был заранее согласован и позволил обоеим сторонам прекратить на время драку, сохранив в какой-то мере лицо.
С полгода назад Трамп утверждал, что иранская атомная программа уничтожена и в ближайшем будущем не возродится, сейчас он говорит, что ее снова надо срочно прекращать... Разговоры о том, что Иран могут простить, если он полностью откажется от урана и ракет выглядят сказкой для детей младшего дошкольного возраста...
Последние беспорядки в Иране начались с выступления торговцев в результате резкого обвала национальной валюты по отношению к доллару. Насчет остального нарративы расходятся. Западные СМИ говорят о народном гневе. Остальные говорят, что обвал был спровоцирован действиями минфина США, а когда начались мирные в целом демонстрации недовольных, вооруженные и организованные Моссадом и ЦРУ группы стали устраивать убийства, поджоги и прочий беспредел с целью расшатать обстановку и вызвать хаос. Что правительство Ирана отрубило в стране интернет и сотовую связь, согласны все. Однако относительно роли спутникового “старлинка” от Илона Маска мнения расходятся, точнее западная пресса эту роль игнорирует вообще. Остальные же рассказывают, что в страну было завезено 40 тысяч терминалов, позволявших группам держать связь с руководством в условиях информационной блокады. Насчет именно 40 тысяч - за что купил, за то и продаю, однако иранцы показывали сотню-другую конфискованных новеньких антенн в коробках... Как утверждают, друзьями в Иран было заранее завезено оборудование, позволяющее то ли глушить устройства, то ли вычислять их точное месторасположение и приходить к владельцу с пламенным приветом от Стражей Революции. Чьи именно приборы - китайские, или российские, мнения расходятся. Говорят также, что идея российская, а воплощение китайское. Чья именно идея, возможно и узнаем лет через десять, но я вполне верю, что можно вычислить с низколетящего дрона терминал, который должен посылать на спутник запросы на определенной длине волны. Железка технически не может направить сигнал чересчур узконаправленным, вблизи его наверняка можно засечь. Расшифровывать и давить ничего не надо – достаточно убедиться в наличии и зайти за владельцем. Но не исключено, что можно и задавить. Спутник таки далеко и слабый, а глушилку можно сделать вблизи и сильную.
Факт, как бы не обстояли дела со спутниками, состоит в том, что раскрутиться до сирийского уровня протесты не сумели. Не взлетело. Сколько человек повязали и сколько из них вскорости забыло вздохнуть неясно тоже. Западные СМИ называют цифры от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Но в сухом остатке – устроить переворот местными силами с небольшой поддержкой снаружи не вышло. План “А” провалился. Протесты за неделю успешно задавили, посадив кого надо, ну и может десяток-другой тысяч по ошибке. В Тегеране сейчас все спокойно. Интерент до сих пор работает только по допуску, но кому он нужен, этот интернет...
Вопрос сейчас в том, имеется ли план “Б”, а если да, то какой.
Светская головка Ирана по-видимому в своей массе вовсе не антизападная. Президент искренне старался как мог не доводить до неуправляемого конфликта. На убийства политиков, диверсии, экономическую блокаду, иранцы огрызались очень эпизодически, вяло и ограниченно. Но возможно и их в конце концов достало. Последние заявления состоят примерно в том, что еще одна попытка устроить в Иране что-то вроде новой двенадцатидневной войны окончится атаками на базы США в регионе, скидыванием на Израиль всего, что действительно летает, включая новейшие разработки, объявлением джихада, когда каждый мусульманин будет обязан сражаться, перекрытием Пролива, что оставит без топлива Китай и Европу... На самом деле, это гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
Забить как мамонта в каменный век гористую страну с населением Германии и территорией Западной Европы, не пользуясь наземными войсками – еще тот квест. Наземное вторжение, как это показывает опыт куда более слабых Афгана, либо Йемена, очень чревато. План “Б” по-видимому может состоять лишь в том, чтобы пнуть еще раз, надеясь что на этот раз правительство действительно свалится и можно будет и дальше работать по сирийско-балканскому сценарию - дробить на части и умножеть каждую на ноль, натравливая одну половину на другую.
Насколько выполнение плана “Б” удастся, и не вызовет ли попытка его осуществить что-то вроде чернобыльского инцидента – вопрос, ответ на который мы скорее всего узнаем довольно скоро. Похоже, счет уже идет на дни.
Свидетельство о публикации №226012900071