***

  Шел тяжёлый тысяча девятьсот сорок первый год. Все мужчины от восемнадцати до семидесяти уходили на фронт. Обстановка в стране была напряженной. Многие защитники нашей земли не вернулись домой. В первый год Великой Отечественной войны в семьи приходили похоронки, почти в каждом доме были слёзы и горечь беды.
 
  На Дальнем Востоке не было бомбёжек, немец, слава богу, не дошёл, но все люди, работающие здесь, в тылу, работали для фронта, для победы. Мужчины безоговорочно шли защищать родную землю, дети и подростки работали не покладая рук.
 
  Катерина была молоденькой девочкой, после окончания медицинского училища её отправили в далёкую деревню Амурской области. Там в неё влюбился работящий красивый деревенский парень. Звали его Григорий. Они поженились, в начале апреля сорок первого года у пары родился крепкий красивый малыш с ямочками на щёчках.  «Алексей, божий человек!»- называл, любя его отец. Родители души не чаяли в нем. Им бы жить, да добра наживать, но судьба распорядилась иначе. Счастье было совсем недолгим.
 
  Как гром среди ясного неба прогремела война, страшная, внезапная. Гриша, как и все мужчины нашей страны, пошёл сражаться с вероломным врагом. Пришла похоронка почти сразу. Погиб в первом бою. Был ранен, большая кровопотеря.
Сказать, что Катерина рыдала, значит, нечего не сказать, выла белугой, задыхалась так, как будто ей перекрыли кислород. Нет! Не может быть! Она не понимала, как так случилось, что её счастливая жизнь рухнула так и не начавшись. Ей хотелось отомстить за мужа, за своё счастье. Ей хотелось, чтобы её ребёнок жил под мирным небом. Ей хотелось помогать раненым, чтобы никто не умирал от потери крови.

  Девушка приняла решение, идти на фронт. Она поговорила с мамой мужа. Она не могла находиться дома, не имела права. Её трясло от боли, которая так и не уходила из сердца, из души.
 
   Алексею был годик, Екатерина оставила его с бабушкой, со своей свекровью и пошла на фронт, медсестрой. Бабушка была против: «Ненормальная, непутёвая! Бросила ребёнка!» Но она не могла иначе. И ребёнка она не бросала, а оставила с родным человеком, с мамой мужа, в тот момент, когда наступило страшное время для всех жителей нашей огромной Родины.
 
  Не каждый человек, не каждая девушка решиться на такой шаг, не каждая будет лезть под пули и вытаскивать из поля боя, тащить на себе раненых бойцов, спасать им жизни, спасать отцов, только что родившихся детей. Муж погиб, так и не увидев первых шагов своего сына. За это и сражалась смелая Катерина, за жизнь, за семью, за любовь.
 
  Она прошла всю войну, была ранена, награждена медалью, вынесла на своих хрупких плечах множество раненых ребят, множество жизней спасла.
  Всё время думала о сынишке, о своём ненаглядном Алёшеньке. Беспрерывно писала письма свекрови, но ей никто не отвечал. Переживала, сердце разрывалось на части.
 
  А тем временем в далёкой деревеньке  подрастал сынок. И свекровь, «добрая» бабушка, каждый день говорила мальчонке: «Нет у тебя матери, бросила она тебя! Оставила тебя и ушла воевать. Не нужен ты ей!»

 Слова: ушла воевать, звучали, как вышла в магазин. Это сейчас мы с вами грамотные, понимаем, что принижают достоинства других, обесценивают поступки для того, чтобы самим быть более значимыми.
 
 Если кто спрашивал у свекрови, кто родители этого красивого смышлёного мальчишки, она с гордостью сообщала: «Сирота, Алексей, погиб у него отец на фронте, а мать бросила его, ушла воевать, нет у него никого, кроме меня, никому он не нужен».
 
  Катерина всегда думала о сыне, мечтала увидеть, обнять, но не тут- то было, их судьбу решила свекровь: «Нет матери у Алексея, нет! Бросила».
  Во время дождей, перепачканная грязью, «бросившая ребёнка мать», помогала раненым, в лютом холоде, зимой, и откуда брались силы, выносила на себе, перевязывала, спасала ребят, рыла окопы, была под пулями и смерть видела в лицо. Героическая личность, по- другому не скажешь.
  Четыре страшных года, проведённых на фронте, не давали её мыслям покоя, душа рвалась к сыну. Радостное слово: «Победа!» ассоциировалось с родным словом: «Сынок! Кровиночка!»
  Катерина летела на крыльях счастья, живая, красивая с медалями на груди сердце билось от радости, так, что его звук отдавался в пятки, так быстро бежала, пулей, стремглав.
 
  К калитке родного дома, свекровь её не пустила: «Что вспомнила про сына, шалава?
«Бросила ребёнка, - кричала она, теперь вспомнила, понадобился! Не пущу! Не отдам!»- голосила она, собрав своим криком полдеревни глазеющих зевак.

 Алексею исполнилось пять лет, он стоял около окошка за занавесками и вытирал маленькими кулачками слезы, которые катились по его щекам. Ему очень хотелось к маме, очень, но он боялся бабушку, боялся чужих людей около калитки, которые прибежали на бабушкин крик, похожий на пожарную сирену.

 Никакие попытки не помогли матери встретиться с сыном. Бабушка то прятала ребенка у сестры Тоси, то увозила к тётке. Никто не мог понять для чего?  Что у неё было в голове? Это было известно только ей.
 
 Может быть ей было обидно, что сын погиб, а Катерина осталась жива. Может быть, она не хотела отдавать ей Алексея, потому что он ей напоминал о сыне. Мы можем только догадываться.
 
 Катерина очень страдала, успокаивала себя только тем, что сыночек подрастёт и поймёт, почему она оставила его с бабушкой и ушла на фронт.

 Сердце двадцатипятилетней девушки рвалось на части: «Что делать? Как жить? Как объяснить ребёнку, что он ей очень дорог и она его не бросала, а доверила не чужому человеку, матери любимого мужа.
 
 Катя уехала работать далеко, на Урал, осваивать целину, ни на миг, не забывая о сыне. Там она встретила бойца, которого когда- то выходила раненого, на фронте. Он увидел её, подошел, и долго рассказывал о том, как ей благодарен, если бы не она, его не было на этом свете.
 
 Молодого человека звали Николай, он был добрый, жизнерадостный и трудолюбивый. От него исходило тепло и внимание, которого так не хватало девушке. Катерина вышла за него замуж, родила четверых детей, но Алексея не забывала, писала письма, пыталась поговорить по телефону, раньше сотовой связи не было, она заказывала переговоры на почте со свекровью, но только услышав Катин голос, свекровь бросала трубку.
   
 Алексей вырос с сознанием того, что мать его бросила, что он ей не нужен. Письма Катерины бабушка не показывала, о маминых переживаниях не рассказывала, приезжать ей запрещала.
 
 Прошли годы, бабушка Алексея, свекровь Катерины давно умерла, сынок вырос, но мать видеть не хотел, уж очень отчётливо слышал бабушкины слова: «Нет у тебя матери! Бросила она тебя! Бросила и видеть не хочет!»
 
 Служил Алексей в морфлоте, целых четыре года. Из худенького мальчишки превратился в красиво сложенного, крепкого, сильного мужчину. Катерина не сдавалась, она нашла его, нашла, где он служил, написала командиру, разрешили встретиться, но Алексей не вышел: «Не мать она мне, бросила в детстве, видеть её не хочу!» На Катерину обрушилась лавина ненависти.
   
 Катя очень переживала, надеялась, что пройдут годы, Алексей повзрослеет и поймет её, в тот страшный сорок первый год, она не могла поступить иначе.Внушение свекрови звучали в мозгу всю жизнь и у Катерины, и у Алексея.
 
  У Катерины дом был полной чашей, наверное, высшие силы наградили её за спасение множество жизней на фронте. Муж заботливый, всё спорится в руках, четверо детей. Ей очень хотелось, чтобы Алексей со всеми познакомился, ей хотелось, чтобы он был их семьёй, своим деткам она рассказывала о брате и мечтала, что они все всё-таки встретятся и будут вместе.
 
  Шли годы, Алексей не хотел знать свою маму и её семью: «Она мне никто». Неизвестно как (тогда не было интернета) Катерина знала, где Алексей, чем он занимается. Она надеялась, что, когда у Алексея появится своя семья, он её простит, хотя прощать, по большому счёту, было не за что.
   
  Катерина знала, что Алексей женился, что у него родилась дочь, она пыталась поговорить с его женой, писала письма, но он запрещал своей жене всяческое общение с его мамой, письма сжигал, не читая.
   
  С тех пор прошло много лет, ушла в неведомые дали Катерина, бог дал ей девяноста пять лет прожить в полном достатке и дружной семье с одной стороны, и в мученьях о сыне Алексее, с другой стороны.
   Уже нет и Алексея, ушли они в другой мир почти в одно время, ему было семьдесят пять. И все годы он не хотел видеть Катерину, и не хотел что-либо слышать о ней, о своей маме, которая Великую Отечественную войну знала не по книжкам, которая спасала жизни солдат, была ранена, имела награды и уважение, вырастила четверых достойных детей и очень хотела, чтобы пятый, самый первый сынок был рядом. Может быть, встретившись в другом измерении они обретут душевный покой? Дай -то бог.
   
  Для каких целей свекровь Катерины не только не разрешала ей видеться с сыном, но и настраивала Алексея против неё, никто не знает. Можно только предполагать, что свекровь пыталась обесценить Катерину, как мать, чтобы она не забрала внука, или чтобы мучалась, как она, потеряв на войне единственного сына.
 
  Мы все с вами понимаем, что ребенок всё видит и слышит с первых дней жизни. Ежедневное оскорбление, уничтожение, обесценивание родителей – это прежде всего удар по самому ребёнку, идёт разрушение не только детской психики, но и негативное воздействие на генетику в целом.
   
 Бабушка Алексея разрушила в нем здоровую привязанность к семье и доверие к маме. А сомнение в своих родителях порождает сомнение в самом себе, поэтому может быть семейная жизнь Алексея не складывалась, терялось доверие, сеялись сомнения.
А сомнения порождают хаос и ненависть, которые ведут к гибели, и прежде всего к гибели души.
               


Рецензии