Гений советской разведки. Глава. 2
Короткую жизнь мы не получаем, а делаем её такою. Не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если её умело пользоваться.
Сенека (Луций Анней Сенека Младший) — римский философ - стоик, государственный деятель и писатель.
Один из крупнейших представителей стоицизма.
Родился около 04 года до н. э. в городе Кордуба (современная Кордова). Умер 12 апреля 65 года (68 лет), Рим.
Под его руководством осуществлялись операции по разгрому антисоветских националистических формирований в Чечено - Ингушской АССР и Дагестанской АССР, разоружению населения. Он активно участвовал в проведении коллективизации в республиках.
К началу 1930-х годов он заслуженно считался в ведомстве подлинным знатоком и ведущим специалистом по Северному Кавказу.
Именно Федотову ставили в заслугу ликвидацию крупных чеченских повстанческих формирований, возглавляемых имамом Али Митаевым и шейхом Мазой Шадаевым.
Именно благодаря кропотливой аналитической работе Федотова был разгромлен Шадаев, а шейх Митаев был взят в плен — его приговорили к десяти годам заключения, а позже расстреляли.
Благодаря активной работе Федотова с местным населением удалось без привлечения регулярных частей Красной армии ликвидировать вооружённые формирования шейхов Ильясова, Ахаева и Аксалтинского.
В его служебной характеристике значилось: "Незаменим. Отличный восточник в части работы чисто аналитической, знает и оперативную отрасль. Крайне усидчив, трудолюбив и дисциплинирован, хороший товарищ. Инициативу имеет, но недостаточно энергичен".
После ареста главы ведомства госбезопасности Генриха Ягоды и ряда его сподвижников в Москву было переведено большое количество работников с периферии.
С февраля 1937 года начальник 5-го отделения 4-го отдела, а с 25 апреля 1937 года — начальник 4-го отдела УГБ УНКВД Орджоникидзевского края.
В сентябре 1937 года Федотов был откомандирован в распоряжение отдела кадров НКВД СССР. 10 ноября 1937 года его назначают начальником 7-го отделения 4-го отдела ГУГБ (с 28 марта 1938 года — 1-го УГБ) НКВД СССР.
Профессионализм Федотова быстро оценил и ставший новым наркомом Лаврентий Павлович Берия, обычно не жаловавший ежовских выдвиженцев.
Возможно, определённую роль в карьере Федотова сыграла его работа на Кавказе, про которую знал Берия, работавший в это же время в ОГПУ Закавказья.
Был ещё один факт — Федотов не имел связей с Ягодой или Ежовым, не усердствовал во время репрессий и был, с точки зрения начальства, «честным служакой».
С 01 августа 1938 года помощник начальника 4-го отдела 1-го УГБ НКВД СССР, с 29 сентября 1938 года — помощник начальника, а с 01 ноября
1938 года — заместитель начальника 2-го отдела ГУГБ НКВД. Одновременно с 08 октября по 22 декабря 1938 года он является начальником следственной части 2-го отдела ГУГБ НКВД.
С 04 сентября 1939 года Пётр Федотов — начальник 2-го, а с 29 сентября 1940 года по совместительству и 3-го отдела ГУГБ НКВД.
С 26 февраля 1941 года — начальник 2-го управления НКГБ, с 31 июля 1941 года — НКВД, а с 12 мая 1943 года — вновь НКГБ (затем и МГБ) СССР.
Так, в столь сложное для страны предвоенное время, он оказался руководителем советской контрразведки. В недрах германского генштаба уже разрабатывался план нападения на СССР.
В управлении контрразведки при Петре Федотове было 6 отделов. Первые четыре выявляли шпионов разных государств, причём главным из них был «немецкий» первый отдел, отвечавший за работу с вражеской агентурой.
Пятый отдел отвечал за спецмероприятия, а шестой – за охрану дипкорпусов.
В апреле 1941 года главного контрразведчика наградили орденом «Знак Почёта».
Начавшаяся война увеличила до предела и без того огромную нагрузку на контрразведку.
В НКВД всерьёз рассматривали возможность захвата немцами Москвы. В этом случае Федотов должен был остаться в оккупированной столице и возглавить подпольное сопротивление, устраивая диверсии и взрывы.
Хотя этого не произошло, работы у советских контрразведчиков хватало.
Например, широкое распространение получила практика «радиоигр» - используя перехваченные радиостанции, русские передавали в абвер дезинформирующие сведения. Таким образом удалось задержать несколько сотен агентов врага.
Он разработал план по отслеживанию и сопровождению сотрудниками НКГБ немецких и японских дипломатов, сотрудников посольств, членов их семей и журналистов.
Каждого, кто попадался на компромате, тут же вербовали. Особое внимание стали уделять посольствам Турции, Великобритании, Финляндии, Ирана и Словакии.
Именно Федотов открыл талант лучшего разведчика XX века Николая Кузнецова.
Разведчика знакомили с дипломатами, представляя его как лётчика - испытателя одного из ОКБА, после чего заглотившие «наживку» немцы или японцы раскрывали свои намерения, предлагая Кузнецову поставлять им информацию о разработках. Кузнецов «соглашался».
В начале 1941 года подчинёнными Федотова была установлена прослушка в кабинете главного немецкого разведчика германского атташе генерала Эрнста Кёстринга.
Благодаря этому Сталин был в курсе намерений немцев и знал, что нацисты хотят повторить начало Первой мировой войны — убить в СССР какого-нибудь немца и использовать это как предлог для нападения.
С началом войны количество работы увеличилось. Федотов курировал выявление и ликвидацию нацистской агентуры, работу по вербовке военнопленных, занимался розыском предателей и коллаборационистов, создавал агентурную сеть за рубежом.
На счету Петра Федотова – срыв покушений на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время конференций в Иране и в Ялте. Именно «незаметный» начальник контрразведки помешал планам знаменитого нацистского диверсанта Отто Скорцени.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №226013001843