Военно-полевой роман
Жизнь щедрым черпаком выдаала Ларисе Дмитриевне Молотковой из бездонного котла народног горя слёз, крови, тяжкого труда,, бессонных ночей.
В молодости она поступила в медицинский техникум в Подмосковье, но мечты оборвала война. Как же Лариса и её подруги одолевали военкомат, как боялись опоздать бить ннавистного врага!
В августе 1941 года медсестёр призвали на фронт,и,необученные,необстрелянные, они тут же оказались в окружении в районе подмосковного города Клин. Но с божьей помощью, как говорит Лариса Дмириевна, из окружения вышли. Короткая проверка и — в медсанбат, для прохождения дольнейшей службы.
-Не люблю я вспоминать войну,-говорит Лариса Дмитриевна. -подвиги не совершала, не стреляла...Тяжкий труд, кровь, слёзы, благодарность и зубовный скрежет раненых...Месяцы, годы -всё слилосьв единую трагическую картину…
Медсанбат был в двух-трёх километрах, а нередко и в сотнях метрах от передовой...Немцы бомбили, обстреливали сооружения, над которыми азвевался белый флаг с красным крестом. На своём посту в медсанбате она была ранена, потом контужена...»присвоили» вторую группу инвалидности, в следствии чего Лариса подлежали демобилизации. Уважаемая женщина-врач посоветовала: порви эту справку. Кому ты с ней нужна? Куда поедешь? Здесь ты нужна! Уважают тебя здесь, знают, вот и молодой лейтенант на тебя заглядывается - Так и поступила — осталась в медсанбате. С Василием познакомилась в 43-м. В части все знали о нас, да и мы своей любви не скрывали. Не могу передать, как боялась за него. Когда шли бои. Знала — Вася там, в том пекле. Вглядывалась в каждого раненого, делаю своё дело, а сама слушаю молву об убитых… меня часто приглашают на встречи с молодёжью. Отказываюсь — у меня нет слов,одни слёзы. Я и теперь вижу остающиеся кресты на кладбище при каждой перемене дислокации санбата...Но в этом аду было и счастье — мой в Вася, наша любовь.
Победу встретили в Германии. Радость и счастье, слёзы и боль!
Сколько же моих подруг-сокурсниц не дожили до этого часа7 Сколько смертельно раненых, обречённых в приближении этого дня просили меня: « Сестричка, скоро победа, порадуйся тогда и за меня!»
Чем ближе была победа, тем нетерпеливее её ждали. Казалось, в первый мирный день всё будет о другому, солнце будет ярче ласковее, цветы ярче.
Но и после победы оказалось немало смертей — глупых. Бесшабашных. Отступающие фашисты многие продукты отравили. Солдат предупреждали об этом, да не все слушали.
Вскоре появились толпы, колонны людей, освобождённых из фашистской неволи, многим з которых требовалась медицинская помощь. Медсанбат вновь оказалась переполненным, снова работа круглые сутки.
-Но. как оказалось, на войне горе и радость рядом идут.
В Германии после победы, мы сыграли свадьбу, весёлая свадьба. Все радовались нашему счастью. Я была в платье и туфлях!
-По ранению меня увольняют. Но куда же я поеду от Васи, остаюсь в медсанбате вольнонаёмной. Живём в комнате-клетушке, много молодых семей тогда появилось. Условия — лучше не вспоминать. А все счастливые. Радостные. -вспоминает свою молодость Л. Молоткова.
-Когда теперь некоторые злословят о «военно-полевых жёнах». Ясно, что они на фронте не были, не знают истинную цену любви, рядом с которой ходит смерть,
Вскоре дивизия и преданный ей медсанбат через Чехословакию, где на машинах, а нередко и пешком, перебрасываются в Западную Украину — на борьбу с бандеровцами.
И снова война: жестокая, злая, мстительная, за каждым деревом-смерть., за каждым углом-выстрел. Сколько же молодых бойцов погибло! В.Молотков целыми неделями в лесу, на боевых операциях. И опять у Ларисы Дмитриевны разрывается сердце в тревоге за мужа.
В мае 1946 года Василий отправляет её, беременную, на свою родину- в Нижний Шибряй Уваровского района. А сам уезжает в Ивано-Франковск продолжать службу в должности помощника начальника штаба полка, воюющего с националистами разных мастей…
Дождалась его демобилизации. Жизнь надо было начинать с начала.. Вокруг сотни, тысячи таких же, как и мы. Голод. Отсутствие жилья, а часто и работы. Но мы были вместе — и это самое главное. Работали, Вася учился. Был секретарём райкома партии, директором крупной школы. Я тоже работала, правда, не по специальности — не могла больше выносить людские страдания и боль.
Всю себя Лариса Дмитриевна посвятила мужу, всю свою любовь отдала ему одному. Родить детей так и не смогла- всё здоровье война отняла. Его уважали, и ей доставляло огромную радость, придавало силы…
У Ларисы Дмитриевны есть награды за участие в Великой Отечественной войне. Но почему-то кажется, что высшей наградой для неё были встреченная на фронте любовь на всю жизнь и стихи Василия Георгиевича, написанные им к их золотой свадьбе,-»Спасибо, тебе дорогой!»
Алексей ЕВДОКИМОВ.
«Тамбовская жизнь» 6 марта 2010 года,
Январь 2026 года.
Свидетельство о публикации №226013000528