Дом, в котором живёт память
…Осенью мне довелось побывать в одном гостеприимном доме посёлка Красноармейского Орловского района Ростовской области, и я поняла: здесь живёт память о хорошем человеке – воине, труженике, отце, дедушке.
Владимир Гаврилович Галиченко родился в 1923 году. Это потом беспристрастная статистика подсчитает, что именно его ровесники стали пушечным мясом во Второй мировой. Повезло немногим. Среди счастливчиков – и Владимир Гаврилович.
Его малая родина – город Сальск. Там Галиченко жили большой дружной семьёй: родители, три сына, три дочери. Владимир начал работать с юных лет. Очень тянулся к технике. Привлекали косилки, сеялки, трактора, появившиеся в созданных колхозах.
На фронт связист гвардии рядовой Галиченко попал в мае 1943 года. Закончилась война для него в Вене. Боевой путь прошёл со штурмовой бригадой, которая создавалась на Кавказе, в Пятигорске.
В семье говорят, что Владимир Гаврилович не любил рассказывать о войне. Может, не хотел ворошить пережитое, но взрослые дети считают, что просто был очень скромным. Он даже не смог воспользоваться своими талонами на льготный проезд в общественном транспорте! Так и хранятся они в семейной шкатулке как одна из реликвий. А о боевом пути героя красноречиво рассказывают документы.
«ЦК ВЛКСМ награждает Гвардии рядового 109-й гвардейской стрелковой дивизии Галиченко Владимира Гавриловича за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и активное участие в общественно-политической работе. 25 ноября 1943 г.»
Ещё документ, похожий на почтовую открытку. С одной стороны написано: «Слава героям великой битвы за Будапешт!» На другой стороне читаем: «Приказом № 277 от 13 февраля 1945 года Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза товарища Сталина Вам объявлена благодарность за отличные боевые действия в великой битве за столицу Венгрии город Будапешт».
О доблестном воине в Кремль докладывали и после окончания Великой Отечественной. Потому что с Победой служба не закончилась, тревожно было на восточных рубежах страны. Владимиру Гавриловичу довелось воевать и там. «23 августа 1945 года приказом 372 Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин объявил Вам благодарность за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке».
Награды находили солдата на фронте и после Победы. Владимир Гаврилович награждён медалями "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За взятие Белграда", "За взятие Праги", двумя медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За освобождение Кавказа".
В мирное время к боевым наградам прибавились Орден Отечественной войны II степени, Орден Трудового Красного Знамени. Прав поэт: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Возвратившись домой, Владимир Гаврилович вернулся к любимому хлеборобскому делу. Окончил школу трактористов. Сначала был помощником комбайнёра, а потом и сам сел за штурвал степного корабля.
В 1946 году встретил Владимир Гаврилович свою судьбу – Марию Фёдоровну. Поженились.
Мария Фёдоровна вспоминает о былом то с грустью, то с улыбкой.
– Наша первая дочка умерла в младенчестве, потом детей долго не было. Лишь через несколько лет родился сын. Как мы радовались! (А то ведь уже до слёз доходило, когда меня с сухим деревом сравнивали). Судьба подарила нам пятерых сыновей - Бориса, Анатолия, Сергея, Виктора и Николая! Вот как семья выросла!
Семья сложилась дружная, крепкая. Ребята выросли смышлёными, работящими. Да и могло ли быть иначе?
– Муж работал всегда. Даже после тяжелейшей травмы, которую получил во время работы на комбайне: переломы рук и ног, разрыв почки. – Вспоминает Мария Федоровна. – Ему всегда хотелось быть полезным. Даже, – смеётся супруга, – в «начальство» пробился: стал заведующим машинно-тракторной мастерской, потом – механиком отделения, что на хуторе Токмацком.
И на пенсии не мог оставаться без дела. Брали своё годы, боевые ранения и контузия, сказывалась производственная травма, а Владимир Гаврилович ходил в отделение, помогал стричь овец.
А ещё ему всегда хотелось усовершенствовать тяжёлый крестьянский труд. Об этом свидетельствуют рационализаторские удостоверения.
Мария Фёдоровна перебирает документы, и её лицо снова озаряется улыбкой:
– Посмотри, какой диплом вручили дети отцу.
Читаю: «Диплом Рабу Божьему Владимиру Гавриловичу, удостоверяющий в том, что он отныне и навсегда нарекается свёкром».
Тут же хранится книжка красноармейца, а в шкафу аккуратно сложены пилотка, фуражка, гимнастёрка, шаровары. Всё это – неотъемлемая часть дома, ставшего настоящим семейным музеем. Самые последние «экспонаты» – армейские фотографии внука Виктора: всегда присылает бабушке.
Порой она волнуется: «Что будет со всеми альбомами и документами, когда меня не станет?» Мне показалось, что это беспокойство напрасное. Внучка Юля как-то рассказала: «Я писала реферат о дедушке, у нас хранятся фотографии, вырезки из газет. Это так интересно!» Невестка Елена Васильевна пишет родословную своей семьи. Интерес к своим истокам не ослабевает. Значит, и память будет жить.
Свидетельство о публикации №226013101507