Понтийский лимес Понт Чёрное море, лимес граница
«Понтийский лимес» ("Понт" – Чёрное море, "лимес" – граница) – это система восточнопричерноморских римских укреплений (крепостей), охранявших империю от вторжения врагов со стороны моря и прибрежной части. Во II в. римский гарнизон разместился и в Питиунте. Характер этих преимущественно военных центров (крепостей) отличался от ранних греческих городов. Римляне укрепились на территории современной Абхазии с рубежа нашей эры, когда античная Диоскуриада была переименована в Себастополис при римском императоре Августе Октавиане.
Местные древнеабхазские племена (апсилы, абасги, саниги, мисимиане) старались не селиться в их ближайшем окружении и сосредотачивались в горных долинах. Население же греческих городов в эллинистическое время было смешанным. Вместе с тем в крепостях существовала купеческая прослойка, которая играла роль посредника между малоазийско-восточнопричерноморскими центрами и местным населением, в среде которого пользовались популярностью предметы импорта.
В своем стремлении защитить малоазийские районы империи, а затем ее столицу от постоянно вторгавшихся через Колхиду врагов античная цивилизация затратила огромные материальные и духовные усилия на укрепление этих отдаленнейших уголков Понта. Захватив сначала чужую территорию - ограниченные площади приморских крепостей-кастеллов - империя вскоре проникла во все сферы жизни местных племен, приспосабливая и наращивая их скудные возможности на выполнение стратегических задач, возложенных на «Понтийский лимес». Под лимесом, как известно, подразумевается организация обороны римских имперских границ, которая включала в себя сторожевую службу специальных воинских подразделений, а также строительство различных фортификационных сооружений и коммуникаций (дорог). «Понтийский лимес» как часть организованной обороны восточных границ Римской империи был впервые выделен В. А. Леквинадзе.
Римские гарнизоны в Колхиде появляются сразу же после размещения императором Веспасианом (69-79) в одной из северо-восточных провинций империи в Малой Азии - Каппадокии - двух легионов - «XII Фульмината» и «XVI Флавиа», а со времени Адриана еще одного - «XV Аполинарис», инженеры и рабочие отряды которых сразу же были посланы в Колхиду. В I-III вв. римские гарнизоны приморских крепостей Колхиды находились в подчинении малоазийских сил империи; главное командование этих сил располагалось в городе Кесарии Каппадокийской. Позднее (IV-VBB.) гарнизоны стали подчиняться дуку Армении. Его власть распространялась на пограничные войска того района, который совпадал в своих границах с прежней, к этому времени упраздненной провинцией Каппадокией. В конце V- начале VI в., когда там организуется провинция Полемоновский Понт, ей в подчинение передаются колхидские укрепления византийцев.
К югу от современного Батуми, в селе Гонио, находится один из редчайших неразрушенных памятников римской крепостной архитектуры - крепость Апсар. Упоминание о ней впервые мы находим у Плиния Секунда. Известно даже имя одного из первых начальников местного гарнизона - Марсий Плеторий Целер. В Ноле (Италия) найдена его надгробная плита с надписью, в которой говорится, что умерший командовал отрядами в Апсаре. В момент посещения Апсара Флавием Аррианом здесь находился мощный гарнизон, насчитывавший от тысячи до двух с половиной тысяч легионеров.
Крепость Апсар имеет прямоугольную в плане форму, что характерно для большинства римских укреплений. Ее размеры 194x245 м, а площадь внутри стен охватывает около пяти га. Стены укреплены восемнадцатью башнями различной конструкции. В крепость ведут четыре входа в соответствии с двумя взаимно пересекающимися главными улицами. Возле ворот в специальных утолщениях с внутренней стороны стен устроены лестницы. По ним легионеры поднимались на боевую платформу, венчающую стены. Последние сложены панцирной кладкой из прекрасно отесанных плит. Боевая платформа защищена высокими зубцами. В конструкциях стен, ворот и башен можно найти немало соответствий с римскими укреплениями Северной Африки, Сирии, Аравии и Балкан. Из всех крепостей «Понтийского лимеса» Апсар ближе всех расположен к непосредственным границам Римской империи. Он контролировал исключительно важный узел дорог со множеством ответвлений. Недаром в одном из источников Апсар прямо обозначен как «проход».
В 60-х годах III в. в связи с нападением северо-причерноморских готов римский гарнизон на некоторое время покинул Апсар. Стены крепости подверглись сильному разрушению. «На востоке... все было безвластно и беспомощно», - писал в этой связи римский историк Зосим. В конце III—IV вв. в Апсаре были проведены значительные восстановительные работы, стены, прежде имевшие ширину до 2,3-3,1 м , получили надстройку толщиной 1,6 м, входы в башни были сужены. Видимо, эти работы завершили в период правления императора Валента (364-375), после чего Апсар временно переименовали в Валентию. В VI в. Апсар переживал упадок. Прокопий Кесарийский по этому поводу писал: «В древности этот город был многолюдным, его окружала могучая стена, украшен он был театром и гипподромом и всем остальным, что обычно указывает на обширность и значение города. Теперь же от всего этого не осталось ничего, если не считать фундаментов зданий» .
Примерно в двадцати пяти километрах к северу от Апсара вблизи развалин ранневизантийской крепости Петры (поселок Цихисдзири) найден римский кирпич со штампом, в котором упоминаются строительные отряды двух легионов - «XII Фульмината» и «XV Аполинарис». Не исключено поэтому, что во II-III вв. в этом районе было построено ныне неизвестное римское укрепление, служившее форпостом на подступах к Апсару.
Отсюда до устья реки Фасис и одноименной крепости около сорока пяти километров. Впервые римскую крепость в Фасисе упоминает Флавий Арриан, который оставил нам ее весьма подробное описание «Отсюда мы, - писал полководец после посещения Апсара, - приплыли к Фасису... из всех известных мне рек имеющему самую легкую воду и притом необыкновенного цвета. В легкости ее можно убедиться посредством взвешивания, а еще из того факта, что она плавает поверх морской воды, не смешиваясь с ней... Можно было, погрузив сосуд в верхний слой воды, зачерпнуть пресной, а если опускали сосуд в глубину, то соленой. Впрочем, весь Понт имеет воду более пресную, чем внешнее море, и причиной того являются впадающие в него реки, неизмеримые по численности и величине.
Доказательством ее пресного вкуса... служит то обстоятельство, что приморские жители водят весь свой скот на водопой к морю, и он пьет с очевидным удовольствием... При входе в Фасис на левом берегу стоит статуя фасианской богини: судя по внешнему виду, эта богиня - скорее всего Рея: в руках она держит кимвал, у подножия ее седалища находятся львы и сама она сидит так же, как фидиева Рея в Афинах в храме Матери. Здесь же показывают якорь корабля «Арго»: железный не показался мне древним, хотя по величине он и не похож на нынешние якоря и имеет несколько отличную форму... но здесь показывали старинные обломки какого-то другого, каменного якоря... Сама же крепость, где помещаются четыреста отборных воинов, мне показалась весьма сильной по природным свойствам местности и расположенной на месте, очень удобном для защиты плавающих здесь. Вокруг стены проведен двойной ров; оба они широки.
Прежде стена была земляная и на ней стояли деревянные башни, но теперь и стена и башни построены из обожженного кирпича; она построена на прочном фундаменте, на ней поставлены военные машины, одним словом, она снабжена всем необходимым для того, чтобы никто из варваров не мог даже приблизиться к ней, не говоря уж о невозможности угрожать осадой находящемуся в ней гарнизону. А так как и сама гавань должна была представлять безопасное убежище судам, а также и все места, которые вне укрепления населены отставными военными и некоторыми торговыми людьми, то я решил от двойного рва, окружающего стену, провести другой ров до самой реки, который окружит гавань и дома, стоящие вне стены». В 1834 г. известный французский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере зарисовал здесь схему прямоугольной в плане (примерно 165х170 м) крепости с четырьмя башнями по углам. Несколько лет назад эта крепость была разрушена при строительстве.
В 60-х годах III в. Фасис был осажден готами, которые, по сообщению Зосима, «пристали вблизи Фасиса, где, как говорят, было построено святилище фасианской Артемиды и дворец Ээта. Сделав безуспешную попытку взять святилище, они пошли прямо на Питиунт». В конце III в., когда северопричерноморские племена во главе с Савроматом вновь вторглись в Колхиду, Фасис уже не упоминается. Судя по всему, римский гарнизон его покинул, как и многие другие крепости на побережье. В IV-V вв. о присутствии в Фасисе римско-византийского гарнизона в источниках также ничего не сказано.
В селе Илори, расположенном в десяти километрах севернее Гудавы, та же экспедиция обнаружила древние кирпичные стены и сопутствующие материалы IV-V вв. Можно полагать, что и здесь в тот период находилось небольшое позднеримское укрепление, служившее лишь форпостом на подступах к Зиганису с севера и не нашедшее поэтому упоминания в древних письменных источниках.
На северо-западной окраине современного районного центра Очамчира вблизи устья реки Моквы, упоминаемой Флавием Аррианом под названием Тарсура, в верхних слоях античного города Гиенос еще в 30-х годах В. А. Куфтиным, М. М. Иващенко и Л. Н. Соловьевым обнаружены керамические изделия и другие материалы позднеримского времени. Особенно интересны круглые кирпичи, свидетельствующие о том, что в IV-V вв. в Гиеносе находилась римская баня с гипокаустической системой отопления. Рядом недавно выявлены остатки мощной булыжниковой стены, также, вероятно, относящейся к римской крепости. Через Гиенос осуществлялись тесные торгово-экономические контакты с апсилами, материальная культура которых хорошо здесь представлена керамическими изделиями.
https://vk.com/wall-45835605_23699
Свидетельство о публикации №226020101654